6001

Вячеслав Костиков: На каких полях произрастают настоящие патриоты?

№ 52 от 25 декабря 2013 года 25/12/2013

 

Грани патриотизма

Не то чтобы люди не желают становиться патриотами - их коробит официальная фальшь, вопиющее расхождение между призывами бескорыстно Родину любить и той корыстью, которую нам ежедневно демонстрирует экономическая и политическая элита страны. И люди начинают задавать неудобные вопросы. А что такое патриотизм? Все ли обязаны любить Отечество? Или кто-то (при больших деньгах) освобождается от любви и получает право славить Родину из своих зарубежных чертогов? Кто настоящий патриот? Тот, кто громче крикнет? Как сделать патриота из человека, с трудом выживающего на мизерную зарплату?

В стране вопиющего имущественного неравенства и регионального расслоения в ряде «медвежьих углов» крайне сложно требовать от населения патриотической присяги. Легко ли быть патриотом человеку, потерявшему работу из-за закрытия предприятия олигарха или не имеющего возможности купить нужные лекарства? Соблазнит ли патриотический гул жителей деревень, объявленных бесперспективными и обречённых на вымирание?

А что за окном?

Люди, слушающие призывы крепче Родину любить, всякий раз оглядываются на свою страну. И спрашивают: а какую Родину меня понуждают любить? Ту, которая цветёт и благоухает в воображении сытых чиновников и депутатов, или ту, которая зарастает бурьяном и всё больше отстаёт от Европы? Интересные рассуждения содержатся в одном из писем, пришедших в «АиФ»: «Я и без принуждения стал бы гордиться страной, если бы наш рубль сделался мировой валютой. Если бы при поездке за границу я видел в магазинах наши товары. Я бы восхищался страной, если бы в аптеке покупал хорошие отечественные лекарства, а в кино смотрел качественные фильмы, снятые на отечественной киностудии. Реальность, к сожалению, иная».

В этой связи вспоминается одна история. В советские времена в Университет дружбы народов из «прогрессивных» стран Африки и Азии приезжали тысячи студентов. Давая им образование, советское начальство рассчитывало воспитать из них «последовательных сторонников социализма». Говоря нынешним языком, сделать из них «иностранных агентов», но только наших, просоветских. Каково же было разочарование, когда выяснилось: большинство бывших выпускников не только разочаровались в советской системе, но и стали «антисоветчиками». Причина - в полном несоответствии того, что студентам говорили на лекциях, с тем, с чем они сталкивались на улицах советских городов.

Кому квасного?

Конечно, и безработный, и бомж, и многодетные матери, живущие на скудное пособие, и офицер, так и не накопивший на квартирку, пожалуй, могут почувствовать прилив патриотических чувств, наслушавшись лозунгов. Но будет ли это здоровый патриотизм? Или другой - настоянный на зависти и униженности? Тот агрессивный национал-патриотизм, который в Германии 30-40-х гг. с помощью геббельсовской пропаганды довёл страну до национальной трагедии.

Для большинства населения патриотизм - тот, который исторически прорастал на почве православия. Все победы оружия свершались под православными хоругвями. Но сегодня в стране с каждым годом возрастает число мусульман. Многие по зову сердца едут в Мекку поклониться гробнице пророка и верят в превосходство своей веры. Как им реагировать на возгонку православного патриотизма? Не ведёт ли это к отчуждению народов друг от друга?

Нажимая на патриотические акселераторы, недальновидные идеологи, похоже, не учитывают уроков истории. А такие уроки есть. Желая снизить «пагубное увлечение Западом», царская власть в середине XIX века сделала ставку на славянофилов. Ей (как и нынешней власти) нравился их оградительный антизападный консерватизм. Поощрялись славянофильские журналы, кружки, мода: зипуны, камилавки, культура под балалайку. С благословения двора в 1859 г. стала выходить славянофильская газета «Парус». Народность в новом издании просто зашкаливала. От издания так несло квасным патриотизмом, что он напугал даже цензоров. Умные люди подсказали Александру II, что чрезмерность патриотизма может поссорить его с элитой национальных окраин. После выхода второго номера газету запретили из соображений, как сказали бы сегодня, «национальной безопасности».

* * *

Конечно, патриотизм вырастает из родной истории и культуры, родного языка, родной семьи. Но это лишь истоки, зачатки. Активный, созидательный патриотизм должен подкрепляться достижениями страны, улучшением жизни народа, расширением пространства свободы. В этой связи интересно вспомнить некогда хрестоматийную, а ныне почти забытую статью В. Ленина «О национальной гордости великороссов». Какие задачи ставил Ильич в 1914 г. перед «сознательным пролетарием»? Цитируя высказывание Н. Чернышевского - «жалкая нация, нация рабов, сверху донизу - все рабы», Ленин призывал ненавидеть рабское прошлое и стремиться к свободе. Не рядиться в старый зипун, а поднять народ до сознательной жизни. Задачи, не потерявшие своей актуальности и сегодня…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно