Но такова уж наша традиция - расходов на образование своих детей не жалеть. К тому же есть понимание: в ситуации затяжной экономической стагнации и непредсказуемого будущего образование детей остаётся чуть ли не единственным надёжным капиталовложением. В отличие от советских времён, когда каждый десятиклассник, получая аттестат зрелости, получал и «путёвку в жизнь», сегодняшние школьники вынуждены будут проходить через жесточайшую систему социального отбора. Барьеры и затраты становятся всё выше.
Конечно, настоящий талант путь к успеху так или иначе найдёт. Но уже и сегодня, чтобы оказаться в «лифте», где тебя кто-то заметит, нужно выбраться из глубинки. А оттуда за последние 20-30 лет вымыты почти все животворные силы. Так что даже и таланту на оскудевшей ниве провинциального образования прорасти довольно трудно.
К тому же талант - явление не массовое, скорее штучное. А успех страны, государства, общества зависит не от сотни выдающихся личностей, а от миллионов людей, получивших доступ к хорошим знаниям. Да, советская наука блистала именами - Сахаров, Ландау, Капица, но индустриальная и военная мощь СССР строилась сотнями тысяч рядовых сотрудников НИИ, миллионами инженеров и техников, окончивших обычные советские вузы и техникумы.
Высоты
Сегодня в гонке за знаниями первое место занимает Китай. За последние годы он настойчиво продвигается на ведущие позиции по ряду стратегически важных направлений. Всё больше тесня развитые страны в глобальном соревновании умов, Китай сегодня занимает третье место среди лидеров в области информатики, электроники и авиации, четвёртое место в области нанотехнологий и автомобилестроения, пятое - в сфере медицины. Что касается России, то на мировой карте лидеров она сегодня заметна лишь в сфере вооружений - на втором месте после США.
Всё ещё сохраняется колоссальный парк научной инфраструктуры и оборудования. Но это «реликтовое» оборудование, отслужившее 50 и более лет. Обеспечить конкурентоспособность нашей науки в ХХI в. эти остатки былого величия неспособны. Да, благодаря отечественному научному гению прорывы на отдельных направлениях ещё возможны, но обеспечить тотальное наступление на научно-техническом фронте они не могут.
Рояль в кустах
Почему среди победителей международных конкурсов пианистов мы всё чаще видим китайцев? Только ли благодаря фанатичной трудоспособности? Нет, не только. И даже не столько. А благодаря тому, что всё китайское общество (и семья, и государство, и власть) нацелено на успех страны, а не отдельных личностей и кланов. Китай ежегодно направляет тысячи студентов в ведущие вузы мира, прежде всего в США, умело стимулирует их возвращение назад. Что касается, в частности, музыкальных успехов китайцев, то и они неслучайны: пианино сегодня есть в каждой второй городской квартире, и успех китайских конкурсантов объясняется не особым талантом, а массовой музыкальной «загрузкой».
А что у нас? Что делают государство и власть, чтобы обеспечить нашу конкурентоспособность на мировом рынке науки и технологий?
Число научных публикаций, по которым оценивается место нашей науки в мире, продолжает падать, а количество молодых учёных, нацеленных на выезд из страны, растёт. В мире и особенно в США уже существует огромная диаспора наших учёных, в том числе и потенциально нобелевского масштаба. Но, в отличие от китайцев, они не спешат вернуться к угасающему научному очагу. Кому охота взвешивать наночастицы на бабушкиных безменах!
Поможем загранице?
Социологи из Фонда общественного мнения (ФОМ) выявили ещё одну сомнительную тенденцию в сфере образования. Наблюдается резкое возрастание объёма платных репетиторских услуг. Сегодня этот рынок растёт почти на 14% ежегодно. Репетиторов приглашают чуть ли не к каждому второму старшекласснику и ко многим студентам. Казалось бы, а что в этом плохого? Разве родители не вправе обеспечить своим детям лучшие конкурентные условия?
Дело, конечно, не только в том, что привлечение репетиторов - это дополнительная нагрузка на семейный бюджет. И даже не в том, что наиболее продвинутая часть преподавательского состава, увлекаясь репетиторством, упускает работу в собственном классе или студенческой группе. Основной негатив в ином: репетиторство процветает оттого, что нынешняя школа не обеспечивает того уровня знаний, который нужен для сдачи экзаменов и поступления в институт.
Есть и ещё один негативный аспект: в стране разрушается или уже разрушен принцип социальной справедливости при доступе к качественному образованию. Ведь привлечь хорошего репетитора для ученика сельской школы или для школьника из небольшого городка едва ли возможно. Преимущества, таким образом, получают дети из хорошо обеспеченных городских слоёв. И в перспективе это, конечно же, ведёт к ещё большему расслоению общества на бедных и богатых, на успешных и на тех, кто обречён на прозябание.
Настораживает и ещё одна тенденция: при выборе предметов для репетиторства родители отдают предпочтение английскому языку и математике (36 и 37%). А родному языку и литературе - всего 12%. О чём это говорит? Не о том ли, что наша элита (в том числе и та, которая так много разглагольствует о патриотизме) изначально мостит своим детям дорожку за границу? Ведь для обретения «запасной родины» нужен прежде всего хороший английский язык. А продвинутые знания в математике, уровень которой всё ещё высок, открывают возможности для карьеры в престижных и востребованных сферах в США и Западной Европе.
А кто поможет Мишке Ломоносову из глубинки? Кто оплатит его дорогу у нас?
Белорусские вузы остались без студентов?
Готовы ли белорусы огласить свою национальную идею?
Вячеслав Костиков: По какому пути пойдёт неустроенная молодёжь?
Николай Лаверов: «Нефти и газа нам хватит еще на 100 лет»
Стабильность или развитие? Чем могут гордиться белорусы
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть