3344

Вячеслав Костиков: Кто сегодня поможет Мишке Ломоносову?

№ 43 от 20 октября 2015 года 20/10/2015

Но такова уж наша традиция - расходов на образование своих детей не жалеть. К тому же есть понимание: в ситуации затяжной экономической стагнации и непредсказуемого будущего образование детей остаётся чуть ли не единственным надёжным капиталовложением. В отличие от советских времён, когда каждый десятиклассник, получая аттестат зрелости, получал и «путёвку в жизнь», сегодняшние школьники вынуждены будут проходить через жесточайшую систему социального отбора. Барьеры и затраты становятся всё выше.

Конечно, настоящий талант путь к успеху так или иначе найдёт. Но уже и сегодня, чтобы оказаться в «лифте», где тебя кто-то заметит, нужно выбраться из глубинки. А оттуда за последние 20-30 лет вымыты почти все животворные силы. Так что даже и таланту на оскудевшей ниве провинциального образования прорасти довольно трудно.

К тому же талант - явление не массовое, скорее штучное. А успех страны, государства, общества зависит не от сотни выдающихся личностей, а от миллионов людей, получивших доступ к хорошим знаниям. Да, советская наука блистала именами - Сахаров, Ландау, Капица, но индустриальная и военная мощь СССР строилась сотнями тысяч рядовых сотрудников НИИ, миллионами инженеров и техников, окончивших обычные советские вузы и техникумы.

Высоты

Сегодня в гонке за знаниями первое место занимает Китай. За последние годы он настойчиво продвигается на ведущие позиции по ряду стратегически важных направлений. Всё больше тесня развитые страны в глобальном соревновании умов, Китай сегодня занимает третье место среди лидеров в области информатики, электроники и авиации, четвёртое место в области нанотехнологий и автомобилестроения, пятое - в сфере медицины. Что касается России, то на мировой карте лидеров она сегодня заметна лишь в сфере вооружений - на втором месте после США.

Всё ещё сохраняется колоссальный парк научной инфраструктуры и оборудования. Но это «реликтовое» оборудование, отслужившее 50 и более лет. Обеспечить конкурентоспособность нашей науки в ХХI в. эти остатки былого величия неспособны. Да, благодаря отечественному научному гению прорывы на отдельных направлениях ещё возможны, но обеспечить тотальное наступление на научно-техническом фронте они не могут.

Рояль в кустах

Почему среди победителей международных конкурсов пианистов мы всё чаще видим китайцев? Только ли благодаря фанатичной трудоспособности? Нет, не только. И даже не столько. А благодаря тому, что всё китайское общество (и семья, и государство, и власть) нацелено на успех страны, а не отдельных личностей и кланов. Китай ежегодно направляет тысячи студентов в ведущие вузы мира, прежде всего в США, умело стимулирует их возвращение назад. Что касается, в частности, музыкальных успехов китайцев, то и они неслучайны: пианино сегодня есть в каждой второй городской квартире, и успех китайских конкурсантов объясняется не особым талантом, а массовой музыкальной «загрузкой».

А что у нас? Что делают государство и власть, чтобы обеспечить нашу конкурентоспособность на мировом рынке науки и технологий?

Число научных публикаций, по которым оценивается место нашей науки в мире, продолжает падать, а количество молодых учёных, нацеленных на выезд из страны, растёт. В мире и особенно в США уже существует огромная диаспора наших учёных, в том числе и потенциально нобелевского масштаба. Но, в отличие от китайцев, они не спешат вернуться к угасающему научному очагу. Кому охота взвешивать наночастицы на бабушкиных безменах!

Поможем загранице?

Социологи из Фонда общественного мнения (ФОМ) выявили ещё одну сомнительную тенденцию в сфере образования. Наблюдается резкое возрастание объёма платных репетиторских услуг. Сегодня этот рынок растёт почти на 14% ежегодно. Репетиторов приглашают чуть ли не к каждому второму старшекласснику и ко многим студентам. Казалось бы, а что в этом плохого? Разве родители не вправе обеспечить своим детям лучшие конкурентные условия?

Дело, конечно, не только в том, что привлечение репетиторов - это дополнительная нагрузка на семейный бюджет. И даже не в том, что наиболее продвинутая часть преподавательского состава, увлекаясь репетиторством, упускает работу в собственном классе или студенческой группе. Основной негатив в ином: репетиторство процветает оттого, что нынешняя школа не обеспечивает того уровня знаний, который нужен для сдачи экзаменов и поступления в институт.

Есть и ещё один негативный аспект: в стране разрушается или уже разрушен принцип социальной справедливости при доступе к качественному образованию. Ведь привлечь хорошего репетитора для ученика сельской школы или для школьника из небольшого городка едва ли возможно. Преимущества, таким образом, получают дети из хорошо обеспеченных городских слоёв. И в перспективе это, конечно же, ведёт к ещё большему расслоению общества на бедных и богатых, на успешных и на тех, кто обречён на прозябание.

Настораживает и ещё одна  тенденция: при выборе предметов для репетиторства родители отдают предпочтение английскому языку и математике (36 и 37%). А родному языку и литературе - всего 12%. О чём это говорит? Не о том ли, что наша элита (в том числе и та,  которая так много разглагольствует о патриотизме) изначально мостит своим детям дорожку за границу? Ведь для обретения «запасной родины» нужен прежде всего хороший английский язык. А продвинутые знания в математике, уровень которой всё ещё высок, открывают возможности для карьеры в престижных и востребованных сферах в США и Западной Европе.

А кто поможет Мишке Ломоносову из глубинки? Кто оплатит его дорогу у нас?

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно