На белорусских информационных порталах разгорелись дискуссии по поводу нового бренда Минска, который необходимо разработать к ожидающемуся наплыву туристов и, соответственно, всплеску интереса к Беларуси среди иностранных инвесторов в связи с Чемпионатом мира по хоккею в 2014 году. Прожив почти 30 лет в США и поработав последние несколько лет в Минске, можно увидеть город глазами иностранного гостя, заметить то, по чему привычно скользит, не останавливаясь, взгляд белоруса.
Фокус-группы
Ведущие компании мира, понимая, что разработка бренда – дело тонкое, проводят так называемые «фокус-группы»: собирают мнения различных целевых аудиторий и лишь после этого принимают решение о финальном варианте продукта или услуги. Это очень дорогое удовольствие, которое доступно только высококапитализированным компаниям. Сейчас Интернет помогает любому выйти на рынок компетентно и с малыми затратами: фокус-группы формируются в социальных сетях, пользователи Сети высказывают свою точку зрения свободно и бесплатно, и грамотное руководство прислушивается к любому мнению и принимает его во внимание. Прошли те времена, когда можно было навязать товар или услугу и покупатель «проглотил» бы все безропотно. Сейчас у потребителя есть выбор - приобретать ту или иную услугу или не покупать, ехать в ту или иную страну или нет. В развитие туризма и информационной поддержки страны вкладываются огромные деньги, прежде всего потому что любой турист - это потенциальный бизнес и окупившиеся инвестиции.
В Беларуси это понимают не очень большое количество людей. Срабатывают старые стереотипы, а сопротивление силе современных течений и расширяющемуся влиянию Интернета происходит на таком уровне, которому позавидовали бы даже луддиты, пытавшиеся разрушить новые станки на заводах во время промышленного переворота в Англии в XIX в.
Бренд страны не надо выдумывать
За многовековую историю Беларуси бренд страны уже был создан - его нужно просто увидеть и представить на всеобщее обозрение. Вольный перевод и объяснение английского слова «reframing» - если вставить старую картинку в новую рамку, она сразу окажется совершенно другой. Изменится восприятие изображения, которое при этом осталось прежним. Это же можно сказать и о бренде Беларуси. Копировать бренды известных городов, какими бы удачными они не казались, - неверное решение, которое вызовет у инвесторов только усмешку, а кроме того, чревато многомиллионными судебными исками.
Бренд Беларуси (как и бренд Минска) уже существует, однако сами белорусы его не замечают. И вот пример.
Недавно открылось новое здание Музея Пэрриша в пригороде Нью-Йорка - в знаменитой курортной зоне, излюбленном месте отдыха бизнес-элиты США и богатых европейцев. Поэтому это не просто музей - это центр влияния на общественное мнение: ему покровительствуют большое количество знаменитостей. Патрон музея - это не просто человек, купивший билет: это тот, кто жертвует деньги на его развитие, общается с себе равными на бизнес-приемах и фуршетах, формирует общественное и деловое мнение.
На обложке меню в новом кафе - картина художника Николая Чиковски. Интересно то, что рядом с именем значатся место и дата его рождения – Беларусь, 1894 год. Это событие для современной Беларуси может сравниться по значимости с многомиллионными инвестициями в пиар-кампании. Обычное меню в нужном месте поставило Беларусь на культурную карту мира гораздо быстрее и эффективнее, чем все агентства по созданию брендов, вместе взятые.
За все годы жизни в Нью-Йорке я лишь дважды стала свидетелем подобных случаев. Беларусь - это мало кому известная в мире страна. Люди о ней не слышат и не знают, и даже прочитав один раз упоминание о Беларуси, сразу же забывают. К примеру, вы знаете, где находится Белиз и чем он знаменит?
Лицо Беларуси – Шагал?
Однако Беларусь могут прославить люди, родившиеся в Беларуси. И более известной такой личности, чем Марк Шагал, на сегодняшний момент нет. По разным причинам никто на Западе не знает, что Шагал появился на свет в Беларуси. Если Беларусь сделает этот факт достоянием общественности всего мира, то это поможет стране стать узнаваемой. В глазах западного туриста, бизнесмена, обывателя - это уже существующий бренд. Его не надо выдумывать - о нем надо рассказывать.
В Польше имя Шопена – повсюду, на всех товарах. Водка «Шопен» продается в Нью-Йорке в любом магазине рядом с изделиями мировых брендов. Австрийского шоколада «Моцарт» не знает только инопланетянин. Изображений Ван Гога на мыльницах в отелях Голландии не заметить невозможно. Из этого тренда - использовать образы известных соотечественников – эффективно извлекают выгоду все страны. Беларусь не исключение.
«Высосанные из пальца» заявления о высокой технологичности Минска вызывают лишь грустную улыбку. О какой технологичности может идти речь, если даже в центре столицы в магазинах, торгующих товарами белорусских брендов, не всегда возможно оплатить покупку кредитной картой западного банка? Я могу привести десятки примеров из личного опыта, когда в столице Беларуси иностранец, привыкший к совершенно другому уровню ежедневно используемых услуг, наталкивается на непонимание и раздражение, в лучшем случае объяснение: «Ну, у нас этого нет». Если нет технологичности в повседневной жизни, как она может стать брендом?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть