7096

Ольга Шандора: Беларусь - это мало кому известная в мире страна

№ 5 от 30 января 2013 года 30/01/2013

 

ShandoraНа белорусских информационных порталах разгорелись дискуссии по поводу нового бренда Минска, который необходимо разработать к ожидающемуся наплыву туристов и, соответственно, всплеску интереса к Беларуси среди иностранных инвесторов в связи с Чемпионатом мира по хоккею в 2014 году. Прожив почти 30 лет в США и поработав последние несколько лет в Минске, можно увидеть город глазами иностранного гостя, заметить то, по чему привычно скользит, не останавливаясь, взгляд белоруса.

Фокус-группы

Ведущие компании мира, понимая, что разработка бренда – дело тонкое, проводят так называемые «фокус-группы»: собирают мнения различных целевых аудиторий и лишь  после этого принимают решение о финальном варианте продукта или услуги. Это очень дорогое удовольствие, которое доступно только высококапитализированным компаниям.  Сейчас Интернет помогает любому выйти на рынок компетентно и с малыми затратами: фокус-группы формируются в социальных сетях, пользователи Сети высказывают свою точку зрения свободно и бесплатно, и грамотное руководство прислушивается к любому мнению и принимает его во внимание. Прошли те времена, когда можно было навязать товар или услугу и покупатель «проглотил» бы все безропотно. Сейчас у потребителя есть выбор - приобретать ту или иную услугу или не покупать, ехать в ту или иную страну или нет. В развитие туризма и информационной поддержки страны вкладываются огромные деньги, прежде всего потому что любой турист - это потенциальный бизнес и окупившиеся инвестиции.

В Беларуси это понимают не очень большое количество людей. Срабатывают старые стереотипы, а сопротивление силе современных течений и расширяющемуся влиянию Интернета происходит на таком уровне, которому позавидовали бы даже луддиты, пытавшиеся разрушить новые станки на заводах во время промышленного переворота в Англии в XIX в.

Бренд страны не надо выдумывать

За многовековую историю Беларуси бренд страны уже был создан - его нужно просто увидеть и представить на всеобщее обозрение. Вольный перевод и объяснение английского слова «reframing» - если вставить старую картинку в новую рамку, она сразу окажется совершенно другой. Изменится восприятие изображения, которое при этом осталось прежним. Это же можно сказать и о бренде Беларуси. Копировать  бренды известных городов, какими бы удачными они не казались, - неверное решение, которое вызовет у инвесторов только усмешку, а кроме того, чревато многомиллионными судебными исками.

Бренд Беларуси (как и бренд Минска) уже существует, однако сами белорусы его не замечают.  И вот пример.

Недавно открылось новое здание Музея Пэрриша в пригороде Нью-Йорка - в знаменитой курортной зоне, излюбленном месте отдыха бизнес-элиты США  и богатых европейцев. Поэтому  это не просто музей - это центр влияния на общественное мнение: ему покровительствуют большое количество знаменитостей. Патрон музея - это не просто человек, купивший билет: это тот, кто жертвует деньги на его развитие, общается с себе равными на бизнес-приемах и фуршетах, формирует общественное и деловое мнение.

На обложке меню в новом кафе - картина художника Николая Чиковски.  Интересно то, что рядом с именем значатся место и дата его рождения – Беларусь, 1894 год. Это событие  для современной Беларуси  может сравниться по значимости с многомиллионными инвестициями в пиар-кампании. Обычное меню в нужном месте поставило Беларусь на культурную карту мира гораздо быстрее и эффективнее, чем все агентства по созданию брендов, вместе взятые.

За все годы жизни в Нью-Йорке я лишь дважды стала свидетелем подобных случаев. Беларусь - это мало кому известная в мире страна. Люди о ней не слышат и не знают, и даже прочитав один раз упоминание о Беларуси, сразу же забывают. К примеру, вы знаете, где находится Белиз и чем он знаменит? 

Лицо Беларуси – Шагал?

Однако Беларусь могут прославить люди, родившиеся в Беларуси. И более известной такой личности, чем Марк Шагал, на сегодняшний момент нет. По разным причинам никто на Западе не знает, что Шагал появился на свет в Беларуси. Если Беларусь сделает этот факт достоянием общественности всего мира, то это поможет стране стать узнаваемой. В глазах западного туриста, бизнесмена, обывателя - это уже существующий бренд. Его не надо выдумывать - о нем надо рассказывать.

В Польше имя Шопена – повсюду, на всех товарах. Водка «Шопен» продается в Нью-Йорке в любом магазине рядом с изделиями мировых брендов. Австрийского шоколада «Моцарт» не знает только инопланетянин. Изображений Ван Гога на мыльницах в отелях Голландии не заметить невозможно. Из этого тренда - использовать образы известных соотечественников – эффективно извлекают выгоду все страны. Беларусь не исключение.

«Высосанные из пальца» заявления о высокой технологичности Минска вызывают лишь грустную улыбку. О какой технологичности может идти речь, если даже в центре столицы в магазинах, торгующих товарами белорусских брендов, не всегда возможно оплатить покупку кредитной картой западного банка? Я могу привести десятки примеров из личного опыта,  когда в столице Беларуси иностранец, привыкший к совершенно другому уровню ежедневно используемых услуг, наталкивается на непонимание и раздражение,  в лучшем случае объяснение: «Ну, у нас этого нет».  Если нет технологичности в повседневной жизни, как она может стать брендом?

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно