Борьба за экологию - мировой тренд. Проблема сбора, утилизации и переработки бытовых отходов - одна из самых острых и больных тем последнего десятилетия, а неразлагаемый вездесущий пластик - один из основных источников загрязнения природы.
Для решения проблемы принимаются определенные меры. Так, из актуального: в Беларуси запланирована разработка 15 госстандартов, цель которых - содействовать тому, чтобы полимерную упаковку использовали все меньше, замещая ее экологически безопасной. А между тем жившие при СССР хорошо помнят, как колбасу в магазине упаковывали в бумагу, напитки продавали в стеклянных бутылках. Да и в магазин ходили не с пластиковыми пакетами, а с «экологичными» авоськами. Получается, возвращаемся к тому, с чего начинали?
«ТРЕУГОЛЬНИКИ»
Одним из самых ярких атрибутов советского быта с конца 1950-х годов до середины 1980-х были пирамидки-тетраэдры из плотного картона, или, как их называли, «треугольники». В таре емкостью 0,5 или 0,25 литра продавали молоко, реже - кефир и сливки.
Почему больше неактуально?
Как объясняет ведущий инженер сектора стандартизации и нормирования молочной отрасли РУП «Институт мясо-молочной промышленности» Ольга СОТЧЕНКО, старые упаковки поэтапно видоизменялись и улучшались. Так, «треугольники» с молоком превратились в прямоугольную упаковку из комбинированного многослойного картона. Она обеспечивает герметичность, жесткость, имеет высокие барьерные свойства для сохранения высокого качества продукта на длительное время.
К сожалению, у молочных «треугольников» часто расклеивались швы. Работники торговли времен СССР хорошо помнят «молочные реки», текущие от ящиков с пакетами. Да и транспортировать такие «треугольники» было неудобно.
СТЕКЛО
Еще одна популярная в СССР упаковка - многоразовые стеклянные бутылки без этикеток. Содержимое различали по цвету крышечки из алюминиевой фольги: серебристая была у молока, зеленая предназначалась для кефира, полосатая желто-серебристая - для сливок, фиолетовая - для ряженки и т. д.
Почему больше неактуально?
«У такой упаковки есть недостатки: хрупкость, тяжелый вес и высокая стоимость, - продолжает Ольга Сотченко. - Однако стекло возвращается, ведь это достаточно безопасный и экологичный вид упаковки. Некоторые белорусские производители уже начали фасовать молоко и другие молочные продукты в стеклянную тару. Из новшеств - современный дизайн и герметичная крышечка для длительного срока годности. А вот в стеклянной бутылке с крышкой из алюминиевой фольги советское молоко хранилось всего 36 часов».
Мороженое
Этот десерт в СССР упаковывали по-разному. Например, пломбир в стаканчике продавался вообще без упаковки. Единственное - сверху была круглая этикетка, на которой выводили название лакомства и дату изготовления. Эскимо заворачивали в тонкую фольгу. А чуть позже мороженое начали упаковывать в плотную бумагу.
Почему больше неактуально?
«Технологии такой упаковки не устарели, на ее изменения повлияли иные факторы, - объясняет в интервью для «АиФ» главный технолог ведущей фабрики по производству мороженого в Республике Беларусь. - Во-первых, ужесточились требования к пищевой безопасности: продукция должна продаваться в герметичной закрытой упаковке. Для этого используется в основном полипропилен разных видов. Если выпускать мороженое без упаковки, как, например, пломбир в СССР, то предприятие нарушит санитарные нормы. Заметьте, даже хлеб стали упаковывать, что во времена Союза было редкостью. Во-вторых, изменились требования к маркировке. Потребитель сегодня хочет узнать не только дату выпуска продукта и его название, но и состав. А указать полную информацию можно лишь на обратной стороне упаковки товара. И в-третьих - маркетинг. На продажу товара во многом влияет красивая обертка».
Торты
В СССР эти десерты продавали в картонных коробках. Сегодня в большинстве своем они продаются в прозрачных пластмассовых контейнерах.
Почему больше неактуально?
«Конечно, картонная упаковка лучше с экологической точки зрения. Однако в современной полимерной упаковке покупатель видит изделие. Он может самостоятельно выбрать тот вариант продукта, который внешне ему понравился больше всего, - говорит главный технолог-начальник производственно-технологической лаборатории ОАО «Борисовхлебпром». - Также современная упаковка лучше, чем картонная, сохраняет свежесть продукта, удерживает влагу».
Оберточная бумага
В плотную коричневую бумагу, нарезанную большими листами, продавцы за прилавком заворачивали весовые товары: колбасу, сардельки, мясо, сливочное масло, конфеты, семечки, пряники и др.
Почему больше неактуально?
«Полиэтиленовая пленка с учетом прогресса в химической области, гонки за модой и удобства использования все больше и больше стала внедряться во все сферы жизни человека, вытесняя из обихода крафтовую бумагу, - объясняет заведующая сектором стандартизации и нормирования мясной отрасли РУП «Институт мясо-молочной промышленности» Ольга ХОДОРЕВА. - Если сравнивать с полиэтиленовой пленкой, у крафтовой бумаги есть как преимущества, так и недостатки. Из плюсов: натуральность и экологичность, легкая утилизация и возможность вторичной переработки. Также крафтовая бумага пропускает воздух, «дышит». Поэтому внутри свертка не образуется конденсат. Продукты в такой упаковке хранятся лучше и дольше, чем завернутые в пленку. А основные недостатки этого материала - низкая прочность, более высокая стоимость и неустойчивость к влаге. Последнее может приводить к нарушению целостности упаковки».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть