Людям интересно
По образованию Фёдор археолог. В бизнес его привела давняя мечта открыть магазин интеллектуальной литературы. «Я зарегистрировался как индивидуальный предприниматель, но ни в одном банке города кредит на открытие книжного не давали. И я слукавил: взял потребкредит якобы на ремонт квартиры - 400 тыс. руб. под 17 % годовых, - рассказывает он. - Добавил к этому 100 тыс. беспроцентного займа у родственников. Плюс свои накопления - 50 тыс. руб. Денег впритык хватало на аренду помещения (30 кв. м в торговом центре), заказ стеллажей и, собственно, на сами книги. На рекламу магазина не было ни копейки. Как привлечь покупателей? Я решил устроить из своего бизнес-проекта реалити-шоу в Интернете. За две недели до открытия магазина открыл блог, в котором честно рассказал, как и сколько я взял в кредит, сколько стоила мебель, аренда и т. д. Потом начал писать, сколько заработал, какие налоги заплатил, сколько получают три моих продавца и т. д. Очень скоро аудитория моего блога насчитывала несколько тысяч человек. Людям было интересно - разорится этот парень или нет? Они вовлекались в историю. Многие приходили в магазин, становясь моими покупателями. Я подсчитал, что если ежедневные продажи в магазине будут меньше 7 тыс. руб. в день, то я точно разорюсь. В день открытия магазина эта цифра достигла 15 тысяч. Потом средняя дневная выручка составляла 10 тыс. руб., и я мог увеличить закупки. На 30 кв. м мы ухитрялись размещать одновременно до 3000 книг. У нас был большой выбор - массовая, интеллектуальная, деловая литература. Я рисковал привозить дорогие книги по 3-5 тыс. руб., и они находили своих покупателей. Мы старались, чтобы новинки появлялись в нашем книжном в Сыктывкаре одновременно с Москвой».
Через год на Фёдора вышла местная компания, чьё руководство с интересом читало блог Овчинникова. Так была создана фирма, где 50% принадлежало археологу Овчинникову, а ещё 50% - его новым партнёрам. Фёдор стал гендиректором компании. Он работал по 18 часов в сутки, один за другим открывая в Республике Коми книжные магазины, в том числе и в заполярной Воркуте, куда из Сыктывкара на поезде добираться сутки. За три года ежегодный денежный оборот фирмы увеличился до $1,5 млн, сеть разрослась до шести магазинов. Потом их стало девять. Всё это время партнёры Фёдора не вмешивались в процесс руководства. «Разногласия начались во время кризиса 2008 г. Партнёры стали выводить из компании деньги, которые были нужны им для других целей. Я же был против. Понимал, что это пагубно скажется на деле. Началась «холодная война». Можно было постараться выиграть эту войну, ведь я тоже был акционером. Но в какой-то момент понял, что, если пойду этим путём, потеряю время. А время стоит очень дорого».
Сам мыл пол
В 2010 г. Фёдор продал свою долю в бизнесе за 600 тыс. руб. Эта скромная сумма объясняется тем, что ещё чувствовался кризис 2008 г. и покупателей было немного. К тому же у компании были невыплаченные кредиты. Поэтому Фёдор взял 600 тыс. руб., занял ещё 1 млн 100 тыс. руб. у частного лица и всё начал с нуля. «Я давно присматривался к общепиту, видел в этой области большие перспективы. Изучил рынок Сыктывкара и решил открыть пиццерию. Закупил оборудование, арендовал помещение. Когда пиццерия уже открылась, я вложил в дело ещё 300 тыс. руб.». Фёдор сделал ставку на то, что пиццу будут доставлять на дом по телефонным заказам. Он сам принимал участие в разработке рецептуры, сам выбирал оборудование для выпечки, сам мыл пол, когда это было нужно. Следил за каждой мелочью. Например, сразу отказался от тонкой пиццы - пока её доставят, тесто превращается в картон. Другое дело - толстая американская пицца.
Во время подготовительного периода Фёдор поехал на полтора месяца в Питер, где работал рядовым сотрудником в нескольких общепитовских сетях. Узнавал механизм изнутри. Правда, пришлось выдумывать себе другую биографию и говорить, что трудовой книжки у него нет.
Овчинников продолжал вести блог. Публиковал все затраты, ежедневную и ежемесячную прибыль пиццерии. С открытия новой компании, где у Фёдора работают 22 человека, прошло 9 месяцев. Каждый месяц пиццерия в среднем выполняет заказов на 1,5 млн руб. «К апрелю, когда нам исполнится год, я полностью отобью все вложенные средства. Как видите, на еду люди тратят гораздо больше денег, чем на книги», -смеётся он.
Сейчас Фёдору 30 лет. Он женат на своей однокурснице Людмиле, воспитывает 6-летнюю дочку, а недавно отпраздновал рождение сына. Наследника будущей империи. Планы у Овчинникова амбициозные. «Бизнес хорош тем, что может развиваться до бесконечности. Главное - заниматься тем бизнесом, который тебя увлекает. Меня увлекает работа с людьми. Здесь ты зависишь от покупателей, а не от государственных тендеров. Раздражает нытьё вокруг, мол, оборотни в погонах, высокие налоги, чиновники… Да, всё это есть. Я тоже ненавижу взяточников и коррупционеров. Поэтому я - честное слово - ни разу не дал ни одной взятки. Я не боюсь публиковать в Интернете всю финансовую подноготную своей фирмы, потому что работаю по закону. И пусть меня называют идеалистом. Я и есть настырный идеалист».
Мария ПОЗДНЯКОВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть