37168

Фирма под ключ: выгодно ли в Беларуси инвестировать в готовый бизнес?

№ 33 от 17 августа 2011 года 17/08/2011

Стоит ли вкладывать свои сбережения в идею, рассказал «АиФ» руководитель проекта по покупке-продаже действующих предприятий «Ваша фирма.by» Юрий ЭБЕР:

- В Беларуси, в отличие от тех же России, Украины, бизнес по продаже готовых предприятий пока развит слабо. Во-первых, потому что он зависит от экономического состояния страны, а во-вторых, потому что о нем пока мало кто знает, хотя и существует он с 2003 года. Не все обращаются к нам - бизнес-брокерам. Лет 6-7 назад на каждого продавца готового бизнеса было несколько покупателей. Сегодня совершенно противоположная картина: предложение значительно превышает спрос. Хотя и предложение падает. В связи с девальвацией активы предприятий резко упали, и те деньги, в том числе инвалюту, которые хотят выручить за свой бизнес продавцы, сегодня получить нереально. Многие это понимают и выжидают, не продаются. С другой стороны, появилась иная тенденция: так как образовалась большая сумма белорусских денег, которую люди не хотят доверять банкам, появился внутренний инвестор, стали расти покупки предприятий за белорусские рубли. Но это предприятия стоимостью от 1 миллиарда бел. руб.

По моим подсчетам, емкость рынка готового бизнеса - $ 3-5 млрд.

- Почему владельцы расстаются со своим бизнесом?

- Основных причин две. Во-первых, предпринимателям, которые начали заниматься частным бизнесом более 20 лет назад, сегодня уже за 50 лет. Они просто устали. Вторая причина - нет отдачи от бизнеса. Недавно появилось еще одно основание – выезд в другую страну владельца предприятия. За последние месяцы эта причина встречается в 30-40% предложений.

Стать хозяином

- Есть ли резон людям, которые имеют на руках, скажем, 20-30 тысяч долларов, вложить их в готовый бизнес?

- На эту сумму возможно купить бизнес, который бы приносил владельцу, скажем, полторы тысячи долларов дохода в месяц. Наверное, это более рационально, чем создавать все с нуля. Бизнес, который приносит  $10 000 в месяц, за эти деньги, конечно, не купишь, он будет стоить $100-300 тысяч.

Купить бизнес, чтобы пристроить и заставить работать свои сбережения – нормальный путь. Но люди должны четко понимать, куда они идут, как они будут зарабатывать. Готового рецепта нет. Покупается лишь каркас: более-менее налаженный бизнес, где есть договор аренды помещения, работники, база клиентов и пр. Если есть огонек, желание  – покупай, работай. Это инструмент. В хороших руках он будет приносить доход.

- Какие бизнесы наиболее оборачиваемые?

- Сфера услуг: ремонт, парикмахерские и т.д. Но хочу отметить, что у нас есть некое стадное развитие бизнеса. Пример - компании по производству окон ПВХ, магазины стройматериалов, которые стали появляться один за другим. Что делать с этим бизнесом при такой конкуренции? Поэтому лучше обращаться к профессионалам за советом.

- А у вас есть уникальные предложения в противовес «стадным»?

- Да. Например, сегодня мы продаем два предприятия по размещению рекламы в лифтах. Для начала предпринимательской деятельности – это нормальный перспективный бизнес. Понятная схема работы (заключать договоры с рекламодателями, изготавливать рекламу и размещать ее в лифтах), примерная ежемесячная прибыль - $ 3500.

- Какие риски существуют при покупке?

- Если говорить в целом, чтобы избежать рисков, должен существовать механизм страхования. В Беларуси механизм страхования  купли-продажи готового бизнеса отсутствует. Страховые компании сильно запротоколированы и не работают по тем рискам, которые может понести предприятие. Риск № 1 – появление каких-то новых нормативных актов, которые могут ограничить или закрыть ваш бизнес.

Другие же риски можно нивелировать. Задача бизнес-брокеров - объяснить и минимизировать эти риски. Мы не посредники. Мы уполномоченные лица, которые готовят бизнес к продаже. Пока, к сожалению, культуры обращения к бизнес-брокерам, особенно в провинции, нет. Да и профессиональных бизнес-брокеров мало. Это тяжелый вид деятельности – нужно работать и с инвестором, и с продавцами, нужно разбираться в специфике самых разлных производств.

Примеры предложений

Предприятие с СТО в собственности в Витебске – $ 24 000

Действующий медицинский центр в Минске – $178 000

Салон-парикмахерская в Гродно – $27 000

Реклама в лифтах Минска - $25 000

Французская пекарня в Минске – $75 000

Кафе-бильярдная в Минске – 120 000$

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно