Есть такой народный обычай - спрашивать у кукушки: «кукушка-кукушка, сколько лет мне жить?» Обычай отражает вечную надежду русского человека на удачу и чудо. Но обычай и опасный: ведь кукушка может накуковать сто лет, а может всего несколько годков. Так что лучше не спрашивать.
Похоже, что к подобной тактике («не будить лихо, пока оно тихо») в РФ решили прибегнуть социологические службы. В преддверии Нового года они упорно избегали опасных вопросов. Преобладали богоугодные: как люди представляют себе счастье, где предпочитают лечиться, что такое в глазах народа здоровый образ жизни и т. д. Интересовались и совсем уж мелочами: нужен ли электронный паспорт, одобряют ли жители страны донорство и не пора ли отменить существующие с советских времён трудовые книжки?
Со всеми удобствами
Спрашивали и о предновогоднем настроении. И, естественно (кому же в канун Нового года и Рождества хочется проливать слезу?), люди говорили о том, что счастья у них всё больше (таких оказалось чуть ли не 80%), что социальные настроения на подъёме и даже побили рекорды двух предшествующих лет. «Не подвели» социологов и народные ожидания на 2018 г. Большинство опрошенных отвечали (а ведь ещё даже и не выпили), что «жить будет лучше». Находились и такие, которые из предложенных социологами возможных ответов выбирали самый русский, самый православный: «верю, дескать, в чудеса». До чего же хорош у нас народ, до чего удобен для социологов! Народ со всеми удобствами.
Опиум для народа
Специалисты по общественной психологии отмечают странную особенность российского населения. Люди не хотят слышать новостей, которые не отвечали бы их оптимистическим представлениям: о процветании государства, росте влияния в мире, военном могуществе. И вот что удивляет: ну ладно, если бы безоглядный оптимизм демонстрировало старшее поколение. Его в течение всего советского периода буквально накачивали пропагандистским опиумом:
Мы рождены, чтоб сказку
сделать былью,
Преодолеть пространство
и простор.
Нам разум дал стальные
руки-крылья,
А вместо сердца —
пламенный мотор.
Но «пламенный мотор», по свидетельству социологов, демонстрируют и те поколения, которые пришли в жизнь уже после распада СССР. Опросы телезрителей показывают, что они переключают телеканалы, как только им начинают рассказывать о неприятностях. Предпочтения отдаются телевизионным программам с юморными шоуменами, фантазийным сериалам и разного рода «бандитским стрелялкам». У нас не только неслыханные «особенности национальной рыбалки и охоты», но и небывалые особенности восприятия действительности.
Впрочем, бегство от неприятностей и тяга к красивой картинке свойственны не только жителям РФ. Притягательность «развлекухи» открыли американцы во время Великой депрессии 1930-х гг. Тогда на фоне резкого обнищания населения экраны кинотеатров заполнили весёлые кинокомедии: «Фабрика грёз», «Воспитание крошки», «Сто мужчин и одна девушка», «Огни большого города». Понять людей можно. Зачем смотреть и слушать плохие новости - о росте цен, экономическом кризисе, коррупции, дороговизне лекарств. Ведь человек сталкивается со всем этим каждый день и знает об истинном положении своей семьи лучше любого социолога.
«Комнаты смеха»
Тягу телевидения к «комнатам смеха» понять можно. С появлением всё новых каналов телевизионному начальству приходится вести жёсткую борьбу за аудиторию, а следовательно, за выживание. Серьёзные аналитические передачи предсказуемо проигрывают в этой борьбе. Наивные люди часто спрашивают: неужели у населения нет интереса к тому, что происходит в действительности?
Было бы наивно полагать, что они не ведают о том, что творится. Ведь в каждом доме наряду с телевизором есть и холодильник. И для того чтобы понять, что «денег нет, но надо держаться», необязательно читать бюллетени Росстата или слушать выступления министров и депутатов. Достаточно заглянуть в собственный карман или холодильник. По свидетельству ВЦИОМ, у 63% опрошенных вообще нет никаких накоплений. В сельской местности доля таких «не имеющих» ещё выше - более 70%. Так что популярный у аналитиков вопрос «в какой валюте хранить сбережения?» для большинства населения звучит как насмешка.
* * *
Так о чём будут куковать кукушки в 2018 г.? Накукуют ли перемены? Предугадать непросто: ведь в России существует несколько видов «кукушек». Одни для тех, кто хранит сбережения в валюте и предпочтительно за рубежом, другие обслуживают высших чинов и казнокрадов, дорожащих хлебными местами и не желающих ничего менять. В последнее время свои (всё более громогласные) «кукушки» появились у госкорпораций и у «силовиков», пытающихся показать, что это они соль русской земли.
А есть ли у нас кукушки для народа? И если есть, то о чём они прокукуют в 2018 г.?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть