Предлагаются различные варианты, но в последнее время всё чаще в виде человека с автоматом в руке. Такое впечатление, что даже спустя 100 лет после революции, поставившей страну на военные рельсы, мирные будни и мирный труд у нас не в почёте. Научившись ездить за границу, расплачиваться долларами и евро, одеваться с учётом моды, мы всё ещё живём героикой революции, гражданской войны, постоянного преодоления. Нам хочется по поводу и без повода затянуть «Вихри враждебные веют над нами» или «И как один умрём в борьбе за это».
Почему-то нашим архитекторам человеческих душ не приходит в голову, что человек рождается вовсе не для того, чтобы совершить подвиг и умереть. Человек приходит в мир, чтобы любить, учиться, работать, создавать семью. А нашим мастерам культуры всё время хочется «вылепить» что-то героическое, возвышенное и, главное, устрашающее. Военная риторика всё глубже проникает в школы. И очень ли мы удивимся, если из Министерства культуры скоро придёт циркуляр с рекомендацией включить в репертуар наших театров советские «Бронепоезд 14-69», «Человек с ружьём», «Как закалялась сталь» и, конечно (что было бы крайне актуально), «Любовь Яровая»?
ВЕЩИЕ СНЫ
Было бы, наверное, несправедливо упрекать в искусственной героизации души наших современников. Стремление из каждого пахаря и кузнеца сделать Добрыню Никитича, а из каждого подростка - Павлика Морозова исторически свойственно нашей культуре. И одна из причин этого явления - чрезмерная её политизация. Наша культура всегда охотно откликалась на актуальные потребности политики. Героизация человека, мечтающего о преображении скучной действительности, стала отличительной чертой разночинного периода нашей литературы. Вспомним знаменитые сны Веры Павловны о прекрасной жизни и прекрасных людях из романа Чернышевского «Что делать?», который он писал, кстати, сидя в Петропавловской крепости. Вспомним образ Рахметова - «особенного человека», который, готовя себя к будущим испытаниям, спал на гвоздях. «Проба. Нужно. На всякий случай нужно», - говорил он, готовя себя к подвигам.
Мечтая о новой породе людей, Максим Горький готов был пожертвовать миллионами жизней. В своём знаменитом очерке «О русском крестьянстве», напечатанном в Берлине в 1922 г., он писал: «Вымрут полудикие, глупые, тяжёлые люди русских сёл и деревень… и их заменит новое племя - грамотных, разумных, бодрых людей». Откровение «буревестника революции» было столь шокирующим, что его очерк был запрещён в СССР.
НОВОЕ ПЛЕМЯ
Правда, востребованной советской властью оказалась техническая и научная интеллигенция. Но лишь та её часть, которая приняла новые правила игры. Советская элита формировалась из остатков дореволюционной разночинной массы, смешиваясь с партийной и военной элитой, чекистами, выдвиженцами из рабочей среды, новым поколением чиновничества.
* * *
Сегодня, 100 лет спустя, мало кто говорит о своём происхождении. «Всё смешалось в доме Облонских». Для успеха значение имеет не «кровь», а другие составляющие: образование, культура, городская среда, талант. В последнее время всё больший вес приобретают связи, протекция, статус. В характеристики возвращается и графа «партийная принадлежность». Формируется понятие «наследственная элита». Это когда дети чиновников или глав крупных корпораций вначале становятся «мажорами», а насладившись «мажоратом», занимают должности в высоких кабинетах или бизнесе.
Но некогда популярное понятие «общность советских людей» фактически исчерпало себя. И неудивительно, что на поверхности нашей общественной жизни появляются пионеры с иконкой в кармане, коммунисты со свечкой в руке, сторонники монархии или освятители баллистических ракет. Ну как тут не вспомнить знаменитую фразу из повести Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика»: «За это ли, старик Яков, боролся ты и страдал, звенел кандалами и взвивал чапаевскую саблю! А когда было нужно, то шёл на эшафот...» Может, хватит спать, как Рахметов, на гвоздях и взвивать чапаевскую саблю? Может, пора просто работать?
Вячеслав КОСТИКОВ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть