37304

Иностранные инвесторы пока взяли тайм-аут

danielНасколько активны инвесторы в Беларуси сегодня и как они могут помочь нашей экономике, рассказал «АиФ» заместитель директора белорусской инвестиционной компании Даниель КРУТЦИННА:

- Если в начале года иностранные инвесторы были еще достаточно активны, то сейчас они взяли тайм-аут в ожидании сценария, по которому последует Беларусь, столкнувшись с валютным кризисом.

Конечно, начатые раньше проекты продолжаются. Но новые не начинаются. Ключевой вопрос - это отношения с Россией и Евросоюзом. С кем и на каких условиях договорится Беларусь о предоставлении кредита? Начнется ли здесь приватизация, будет ли она проходить на приоритетных условиях для российских компаний - инвесторы ждут ответы на эти вопросы.

- И в каких отраслях они больше всего заинтересованы?

- Естественно, что для внешних инвесторов привлекательны компании, работающие на экспорт. Это, например, пищевая промышленность, экспортирующая продукцию в Россию, деревообрабатывающая - ориентирующаяся на страны Скандинавии.

Сейчас появились и так называемые спекулятивные инвестиции. Эти инвесторы ждут, когда компания, импортирующая часть комплектующих за валюту, столкнется с финансовыми проблемами. Воспользовавшись такой ситуацией, инвесторы смогут на выгодных условиях войти в бизнес.

Еще одна проблема состоит в том, что сейчас ни одна компания не страхует инвестиционные риски в Беларуси. Это приводит к тому, что белорусские импортеры, которые хотят купить оборудование за границей, уже не могут получить западные кредиты с выгодными ставками, что было возможно раньше. Все это негативно сказывается на всей инвестиционной деятельности внутри экономики.

Не продавать с легкой руки

- А что насчет приватизации?

- По-прежнему к ней есть интерес. Только при обязательном условии – получении контрольного пакета акций. Но для иностранного инвестора интересны не убыточные компании, а компании, которые работают в прибыль.

- Наши же власти хотят видеть инвестора именно на отстающих предприятиях...

- Я считаю это стратегической ошибкой. Чтобы конкурировать не только внутри своей страны, а как минимум в регионе или, вообще, глобально, не стоит делать ставку на слабые предприятия. Нужно создавать условия для того чтобы сильные сегодня отрасли стали еще сильнее.

И это не значит, что государство их потеряет. В Беларуси я часто слышу такой аргумент: зачем нам отдавать компании, которые приносят прибыль? Если их продать инвестору, который приходит с правильной концепцией развития, предприятие получит дополнительные вливания, будет дальше развиваться и приносить еще большую прибыль. А значит, и больше налогов пойдет в бюджет страны.

Поэтому, на мой взгляд, стратегия привлечения инвестиций должна сосредоточиться на тех отраслях, которые в Беларуси сейчас сильны - нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение, пищепром, деревообработка. Я не говорю о том, что сейчас надо на любых условиях отдавать лучшие активы страны . Нет смысла в том, чтобы с легкой руки продавать «Беларуськалий» или предприятия военно-промышленного комплекса.  Вопрос приватизации должен рассматриваться более широко. В частности, приватизировать можно компании второго эшелона, приносящие прибыль. Особенно те, у которых большая кредиторская задолженность. Иностранные компании в таком случае через свои возможности банковского финансирования могут добиться лучших условий финансирования. Это касается, например, цементной отрасли, которая сильно завязана на китайских кредитах.

Но, повторю, инвестор придет только на условиях получения контроля над предприятием - передаче инвестору 51% акций. И государство здесь не теряет, а, наоборот, выигрывает за счет налогообложения.

Использовать азиатский опыт

- Это возможно только с ведущими производствами страны?

- Да, потому что вывести в мировые лидеры все отрасли невозможно. Некоторые отрасли, что ярко продемонстрировал кризис, подлежат реструктуризации и модернизации. Особенно это касается реального, т.е. производственного, сектора. И если Беларусь хочет сохранить промышленный потенциал, ей придется сокращать рабочие места. Это необходимо для того, чтобы подтянуть уровень конкурентоспособности компаний, чтобы они смогли сохранить свою долю на рынке.

Тут ключевую роль играет российский рынок, куда давно пришли западные компании. В вопросе качества их продукция более конкурентоспособна, чем продукция белорусских предприятий. Азиатские же компании на российском рынке предлагают товары по более выгодной цене, чем это могут предложить белорусы. И возникает серьезная угроза: Беларусь теряет свое выгодное положение на российском рынке. Поэтому без реструктуризации отдельных отраслей просто не обойтись.

Реструктуризация - непростая задача. И государство должно смягчить этот процесс. Это не значит, что надо субсидировать убыточные компании. Речь идет о дополнительных мерах по трудоустройству рабочих, теряющих работу из-за закрытия некоторых предприятий. Так было, например, при объединении Восточной и Западной Германии. Рабочим, которые попадали под сокращение при приватизации, государство помогало найти новую работу, оплачивало их переквалификацию.

- Насколько тяжело будет провести реструктуризацию в Беларуси?

- Беларусь может удачно воспользоваться преимуществом сильной централизованной власти. Кризис 1998 года показал, что кардинальные структурные реформы авторитарный режим может проводить легче. Так, Сингапур, Малайзия и другие азиатские страны с централизованной властью быстрее справились с кризисом, чем демократические страны. Это связано с тем, что власть там очень строго контролировала процесс проведения реформы, что может быть затруднено при демократических системах.

То, чего я не желаю Беларуси, - это повторения украинского сценария. Из-за слабых демократических структур реформы там провалились. И это повторялось несколько раз. Поэтому Украина так тяжело и долго выходит из кризиса. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно