18031

В чем американские и европейские предприниматели могут завидовать белорусским?

- Когда белорусские предприниматели были в США, у нас зашел разговор с американскими коллегами о том, насколько возможно внести в Закон о предпринимательстве в Беларуси поправки. Американцы сказали: «Если у вас это получится, и вы нам пришлете документальное подтверждение, то вы станете для нас национальными героями». Дело в том, что в США почти невозможно желание простых предпринимателей  превратить в закон. А мы, белорусские предприниматели, в закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» включили большое количество важных для нас норм. Правда, все равно многим остались недовольны, потому что всегда хочется вместить как можно больше, но рамки правового документа это не позволяют.

- Видимо, вы можете перед американскими коллегами похвалиться еще одной победой…

- В октябре действительно произошло знаковое событие. Предыстория такова: начиная с 2007 года, мы  ежегодно пишем и представляем на суд правительства Национальную платформу бизнеса Беларуси. В конце календарного года совместно подводим итоги: что сделано бизнесом и властью, чтобы предложения, заявленные в платформе, были реализованы.

Поначалу наши предложения и, собственно, платформы встречались властными структурами достаточно холодно, но с каждым годом все же наблюдалось потепление. В результате по итогам прошлого года было реализовано более половины предложений, которые вошли в Национальную платформу бизнеса-2010, - 62 из 105. Для сравнения: по итогам Национальной платформы 2008 года из 145 заявленных пунктов были выполнены всего 14.

В процессе создания платформ мы из года в год учились грамотно формулировать и доносить до власти свои предложения, подкрепляли их аналитическими расчетами, комментариями специалистов. У нас не хватало (и сейчас не хватает) средств для привлечения к этой работе высококвалифицированных профессиональных экспертов, поэтому не удалось избежать в некотором смысле и дилетантских моментов. Но, проходя этот путь, ежегодно мы прибавляли в знаниях и профессионализме, понимая, на чем именно нужно сосредоточиться. Власть жестоко по-хорошему нас учила. Аппарат у нее большой, поэтому буквально за каждый просчет, за каждую неточность, за каждую ошибку нас щелкали по носу. Называли наши платформы декларативными, теоретическими, популистскими… Мы кропотливо учились обосновывать каждый пункт платформы, собирать примеры, делать расчеты…

- И результатом стали другие беспрецедентные случаи…

- Да, например, по нашим обращениям были отменены два Постановления Совета министров Беларуси, уже подписанные: 6 лет назад - постановление 179, а 3 года назад - постановление 991 (о ценообразовании). Мы научились быстро реагировать на события, оперативно собирать представителей бизнеса,  аргументировано составлять аналитические материалы: каким образом вступивший в силу документ может негативно повлиять на экономическое развитие страны.

И сейчас мы можем говорить о беспрецедентном случае, когда рассмотрение реализации Национальной платформы бизнеса-2011 произошло на заседании президиума Совмина. Самое обнадеживающее, что практически от всех лиц (за редким исключением) нашего правительства мы услышали о поддержке наших предложений.  Дорогого стоит выступление министра экономики, который в своем докладе сказал о том, что полностью стоит на позиции Национальной платформы и согласен с каждым ее пунктом. В докладе Николая Снопкова также прозвучало: крупный бизнес - это платформа, стержень нашей экономики, но именно малый и средний бизнес – главный вектор для развития, то, на что нужно делать ставку при развитии отечественной экономики.

Достичь успеха мы бы не смогли без серьезной подготовительной работы. Чиновничьей работы. В процессе подготовки к этому заседанию платформу-2011 проанализировали эксперты бизнес-ассоциаций: что сделано, а что нет. Конечно, наши оценки были гораздо ниже оценок Министерства экономики, которое провело большую работу, собрав  о платформе и предложениях по ее реализации мнения всех министерств, Национального банка, Комитета госконтроля и т.д. Согласно представленной Минэкономики аналитической таблицы, платформа уже выполнена на 80%, у предпринимателей – пока наоборот.  Дело в том, что у нас совершенно разные подходы в оценке: для нас важны реальные улучшения для бизнеса, не в виде готовящихся проектов. Для нас было важным донести это до представителей министерств.

- А в чем вас поддержал на заседании министр финансов?

- Одна из самых больших проблем делового сообщества Беларуси - неконкурентоспособность в Таможенном союзе по налогам. В 2012 году мы это почувствуем. До сегодняшнего дня наши аргументы о том, что налоги необходимо снижать, откатывались как волна от берега. Но на заседании президиума Совмина министр финансов сказал о своей полной поддержке предпринимателей: что налоги должны быть конкурентоспособными, что нужно более жестко подходить к расходованию денег из бюджета, особенно на коммерческие проекты государственных предприятий.

- Как вы думаете, с чем связаны такие позитивные изменения?

- Связываю изменения, прежде всего, с пониманием  у многих того, что сегодня в стране необходимо строить другую, более совершенную социальную, экономическую, политическую модель. В общем-то, такие же задачи стоят перед всеми странами, которые хотят достичь в дальнейшем устойчивого экономического развития.

- Виктор Егорович, вы уже можете озвучить основные моменты, которые войдут Национальную платформу бизнеса-2012?

- Основные бои за платформу-2012 еще предстоят. Если вы хотите узнать мое личное мнение, то все-таки важны приоритеты, обозначенные министром экономики: развитие добросовестной конкуренции,  собственность - предпринимателям,  дебюрократизация. Кстати, первый практический шаг по первому вопросу сделан: Общественно-консультативный Совет  при Мингорисполкоме в ближайшее время создает комиссию  по развитию добросовестной конкуренции  на потребительском рынке Минска. Предприниматели совместно с властью активно включаются в работу по созданию такой среды.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно