3830

Чего ждёт бизнес? Элементарных условий, доверия и партнерства от государства

№ 14 от 3 апреля 2013 года 03/04/2013

 

Министр активно призывает бизнес-сообщество попытаться порассуждать о составляющих развития государства как о едином целом и взаимопроникающих системах, что позволит укрепить доверие между деловыми кругами и властью. Министр отметил, что постарается «не разделять государство и бизнес» и что «дальнейшая экономическая устойчивость страны и конкурентоспособность белорусских производителей возможны только при взаимном дополнении интересов бизнеса и государства».

Биология государства

По мнению главы Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Александра ШВЕЦА, интересы белорусского бизнеса следует рассматривать в контексте существующих трёх групп: микро-бизнеса, малого и среднего, а также крупного бизнеса.

Как считает министр экономики РБ, основные инициативы должны исходить от предпринимателей – им лучше знать свои потребности. Однако микро-бизнес, по мнению Швеца, не может, да и не должен самостоятельно формулировать, что ему нужно. «Такими вопросами должно заниматься государство. Этот пласт предпринимателей страна должна иметь в качестве системы самозанятости. Представим, что вся страна – биологическая система, в таком случае микро-бизнес – питательная среда этой системы. Сюда можно отнести индивидуальных предпринимателей с небольшим числом работников».

Если простым организмам нужно преимущественно есть, пить да спать, то, проводит параллели глава БНПА, работникам малого бизнеса необходимо, чтобы были выравнены условия хозяйствования в стране. «Тогда микро-бизнес сможет функционировать самостоятельно, - считает Швец. – Без этого, сколько декретов ни издай, – всё бесполезно».

В пример Швец привёл некоторые законодательные акты, результативность которых оставляет желать лучшего, в частности, директиву №6: «Хороший нормативно-правовой акт, касающийся предоставления льгот бизнесу на селе. Но отдача пока получилась слабая. Не побежали на село предприниматели».

Зато, по мнению эксперта, прекрасно понимает, что ему нужно, бизнес малый и средний. «Первое – это доступ к ресурсам, сырью. Беларусь производит 1% мировой доли молока. Но всё его количество расписано облисполкомами. Если предприниматель, предположим, захочет организовать своё производство, у него будет проблема с получением доступа к сырьевой базе. И так – со многими видами сырья».

Вторая проблема – проблема собственности. Бизнесмены, по мнению руководителя  БНПА, хотят быть уверенными в том, что имущество, которое они наживают, закрепят за ними, что его не заберут. «С одной стороны, гарантии у предпринимателей есть, с другой стороны, после всех реприватизационных мер предприятия боятся приобретать собственность – вдруг государство передумает? – замечает Швец. - Между тем многие наши предприятия нуждаются в модернизации. Власть не хочет распродавать государственную собственность, но в условиях жёсткой конкуренции без переоснащения не выжить. Делать же модернизацию за счёт прямого госдолга - невыгодно».

Наконец, крупный бизнес: крупные проекты решаются преимущественно на уровне личной коммуникации с руководством страны. «Крупных предпринимателей у нас в стране – раз, два и обчёлся, - говорит Швец. – Их имена всем известны. Основу составляют всё же микро-бизнес, бизнес малый и средний».

Будут ли изменения?

Если выступление Снопкова преследовало цель услышать бизнес Беларуси, будет логично, если власть по итогам обсуждения сделает шаг навстречу предпринимателям.

«Снопков – один из либералов современного правительства, - говорит Швец. – Но стратегическая линия государства базируется на госсобственности. Изменения может вызвать только политическая воля на высшем уровне, а не одни лишь указы и декреты».

Директор аналитического центра «Стратегия» Леонид ЗАИКО полагает: прежде всего должно появиться понимание, что именно национальный бизнес ответствен за доходы в стране. По мнению Заико, государству следует передать белорусскому бизнесу используемые арендованные площади в порядке компенсации за потери капитала от девальвации в 2011 году. Кроме того, следует сделать ставку на мелкое товарное производство, которое рождает капитал, и не трогать общественную собственность.

Экономист Дмитрий БАБИЦКИЙ в беседе с «АиФ» отметил, что в Беларуси наблюдается серьёзное административное регулирование рынка: «Это надо было прекратить ещё в 90-х годах». По данным опросов среди бизнесменов, на которые ссылается Дмитрий Бабицкий, больше всего претензий у предпринимателей вызывает белорусская система налогообложения, далее по списку – работа судов и контролирующих органов, а также доступ к ресурсам, в том числе – недвижимым. «Главный арендодатель в стране – государство, оно сдаёт бизнесменам площади, - говорит эксперт. – Две трети предпринимателей готовы инвестировать в государственную собственность, чтобы она перешла к ним. Только одна треть довольна тем, что использует площади в аренду».

Министр назвал малый и средний бизнес фундаментом для перспективного развития белорусской экономики. Стратегическая цель государства – довести доли этого сектора в ВВП до 50%. По его словам, «фактически выстроена целостная взаимосогласованная система регуляторных актов по основным вопросам предпринимательской деятельности». При этом министр согласился с тем, что не в полной мере было обеспечено выполнение директивы №4, касающейся развития предпринимательской инициативы. «Мы проведем работу над ошибками и, думаю, воплотим все основные тезисы в жизнь по экономическому смыслу», - заявил министр. Важный тезис, прозвучавший из уст Снопкова на заседании Ассамблеи деловых кругов: на сегодня роль государства - «не в усилении государственного вмешательства, но в усилении государственной роли по определению приоритетов развития».

Заявления о намерении звучат по меньшей мере позитивно. Однако есть ли у белорусского бизнеса доверие к власти? «Нужно, чтобы было так: высшие должностные лица сказали и сделали, - заявил Швец. – Если посадил картошку, не надо каждые три дня выкапывать её и проверять, насколько она подросла. Нужно просто создать условия и поддерживать их. Пока доверия к властям со стороны бизнеса мало. Есть и ещё один важный момент: обновляемость кадров. Вспоминаю брежневские времена: в правительстве – одни и те же люди многие годы независимо от реальных успехов… Неужели у нас нет молодых и способных управленцев? Может, думаю, их у нас достаточно, но в правительстве их не ждут, или у них самих нет уверенности, что им реально дадут работать».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно