5217

Эксперт: Отнимая прибыль у предприятий, экономику не поднимешь

№ 23 от 5 июня 2013 года 05/06/2013

По Закону о республиканском бюджете на 2013 г. государственный целевой бюджетный фонд национального развития составляет 4,128 трлн руб. Для использования в этом году определена сумма в 1,535 трлн руб., больше половины которой – 779,5 млрд руб. - директивно изъята у хорошо работающих предприятий.

 

Постановлением Совета министров от 16 апреля 2013 г. №290 определён перечень высокорентабельных организаций, которые обязаны отдать в фонд нацразвития сверх части прибыли (20%), перечисленной в бюджет в соответствии с законодательными актами, дополнительную сумму от прибыли за 2012 г. для финансирования важнейших инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации в 2013 г.

Таким образом, государство увеличило своё участие в общественном производстве за счёт насильственной экспроприации инвестиционных средств некоторых отраслей и предприятий. С позиции привитого нам в СССР ложного представления о том,  что государственная собственность есть общенародная, всё вроде бы правильно. Но на самом деле государство всегда было и сегодня выступает в роли объединённого капиталиста, и питать особые иллюзии по поводу отношений собственности никому не следует.

Отчуждение средств у предприятий напоминает политику военного коммунизма, оказавшуюся несостоятельной перед лицом рыночной экономики. Казалось бы, сегодня общественно-экономический уклад общества поменялся, а наши предприятия потеряли даже ту хрупкую самостоятельность, которой обладали в советское время. Тогда Беларуси повезло: 95% промышленности республики было союзного и союзно-республиканского значения, что спасало предприятия от произвола местечковых чиновников и обеспечило расцвет.

На правах дольщика

Надо понимать, что основной производственной ячейкой общества является предприятие, и его выживаемость - главная задача для каждого из нас. Государство, решая общегосударственные задачи, должно видеть в предприятии не только источник пополнения бюджета, но и равноправного партнера, соблюдать его интересы, а не «шмонать» как вздумается. Понятно, что программы и инвестиционные проекты обречены на провал, если не обеспечены финансированием, но «развёрстка» - не лучший способ их финансирования. Если бы Совет министров республики предложил предприятиям из вышеуказанного перечня участвовать в инвестировании проектов на правах дольщиков, никто бы не отказался, потому что путь совместного финансирования проектов позволяет аккумулировать средства в интересах всех участников процесса, повышает выживаемость предприятий и ведет к диверсификации производства по вертикали и по горизонтали. И тогда декларируемая правительством цель об ускорении модернизации промышленного производства полностью соответствовала бы своему назначению.

В условиях мирового экономического кризиса, обострения конкуренции даже хорошо работающее производство из-за проблем со сбытом продукции может в одночасье превратиться из успешного предприятия в депрессивное. Более того, в условиях научно-технического прогресса спрос на отдельные виды товаров быстро меняется. Поэтому  выход один – постоянная диверсификация производства. Это позволит предприятиям расширить номенклатуру выпускаемой продукции, повысить производительность труда, конкурентоспособность и эффективность производства, смягчить проблему реализации продукции, ослабить зависимость от конъюнктуры рынка, а также обеспечит естественный перелив капитала и новейших отечественных технологий из одной отрасли в другую.

В результате из многих предприятий и объединений через десяток лет вырастут мощные отечественные конгломераты, способные соперничать с сильными мира сего. Для этого надо немногое – отказаться от приоритета административно-командной системы управления.

Павел НАЗАРОВ

 

КСТАТИ

Что финансируем в 2013 году

Интересно, что в перечень важнейших инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации в 2013 году, попали три предприятия из тех, которые обязаны как высокорентабельные отчислить суммы в бюджетный фонд нацразвития. Это ОАО «БелАЗ» (для создания мощностей и увеличения производства карьерных самосвалов) с суммой внутренних и внешних инвестиций в 563,9 млрд руб. При этом  отчислить в фонд нацразвития в 2013 году оно должно 334 млрд руб. Также ПО «Белоруснефть» (для цеха убоя и переработки птицы) с инвестициями в 50,4 млрд, при отчислении в фонд нацразвития 51 млрд. И ОАО «Белшина» с инвестициями в 66,9 млрд и отдачей в фонд нацразвития 61,5 млрд. Вот такой круговорот прибылей и инвестиций.

Также в перечень инвестпроектов 2013 года попали:

  • Белорусская железная дорога (обновление подвижного состава) – 2,572 трлн руб.
  • ОАО «БМЗ» (строительство мелкосортного проволочного стана) – 2,102 трлн руб.
  • ОАО «Скидельский сахарный комбинат» (реконструкция и модернизация производства) - 440 млрд руб.
  • ОАО «МАЗ» (реконструкция и модернизация производства) - 273 млрд руб.

С менее значимыми инвестициями попали   в список инвестпроектов, например, УП «Агрокомбинат «Ждановичи» с проектом строительства свинокомплекса на 24 000 голов (140,9 млрд) и теплицы для выращивания роз (111 млрд), ОАО «Витебскмясомолпром» для строительства кролиководческого комплекса производительной мощности 500 тонн мяса в год (54 млрд), ОАО «Лидахлебопродукт» на строительство фабрики по производству макаронных изделий (56,2 млрд) и т.д. Всего 49 инвестиционных проектов на сумму в 8,994 трлн руб.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно