13295

Николай Снопков: «Мы медленно осваиваем новые рынки»

№ 39 от 26 сентября 2012 года 26/09/2012

Главное - конкурентоспособность

b_524880Уровень востребованности продукции рынком – основное условие долгосрочного роста.

Риск существующего экономического уклада – это то, что мы теряем конкурентоспособность на традиционных рынках и медленно осваиваем новые.

По всем крупнейшим товарным группам за 5 лет страна сократила географию поставок. По молоку – с 16 стран в 2006 г. до 15 стран в 2012 г., по тракторам – с 73 до 47; по автобусам – с 10 до 9; по грузовым автомобилям – с 42 до 24; по прицепам – с 37 до 29 стран. Сохранение рынков и открытие новых – вот цель работы министерств. В основе ее достижения – конкурентоспособность продукции. С каждым годом отгружать 65 % продукции на экспорт будет все сложнее и сложнее. В российском импорте наша доля за 10 лет уже сократилась более чем в два раза – с 11 до 5%.

В чем основная причина потери конкурентоспособности? Это комфортная жизнь предприятий за счет внутреннего рынка Беларуси под «патронажем» государства. Теперь аналогичная ситуация складывается и на просторах ЕЭП, где три страны создали защитный контур, и мы надеемся, что в этих условиях безбедная жизнь продолжится. Но опасность заключается в том, что мы уже теряем позиции в рамках ЕЭП, только не за счет уменьшения емкости рынков наших партнеров, а под воздействием спада интереса к нашей продукции.

Одной интеграции мало

Выгоды от участия в ЕЭП (цены на энергоресурсы, доступ к огромному рынку) мы уже имели в рамках Таможенного союза, но не сумели воспользоваться ими с максимальным эффектом. Глубина интеграции, которая заложена в идеологии Декларации о Евразийской экономической интеграции, не спасает от конкуренции со стороны мировых игроков. Как показывает опыт Европы, интеграция не является единственным фактором, подтягивающим отстающие страны до среднего уровня, а это значит, что потенциал и основные риски развития – внутренние. Прежде всего – низкая конкурентоспособность в сравнении с уже созданной в России и Казахстане институциональной основой для развития бизнес-среды и, соответственно, базой долгосрочного развития.

Нужно $17 млрд инвестиций

Из $1,2 млрд прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на чистой основе, доведенных в качестве задания для министерств и концернов по видам экономической деятельности, за январь-июнь 2012 г. поступление составило $661,1 млн.

От общей суммы инвестиций за счет продажи акций, принадлежащих государству, получено только $1,8 млн, или менее 1% от запланированной суммы. В целом поставленная на 2012 г. задача – привлечение $3,7 млрд выполнена только на 18%.

Для обеспечения в 2015 г. средней зарплаты на уровне 80% от стран–соседей (конкурентный уровень) необходимо достижение добавленной стоимости на одного занятого $22 тыс. Достижение необходимой производительности возможно только при обеспечении уровня ПИИ за 3 года в размере $17 млрд, в т.ч. на новые производства – $7,5 млрд.

Равномерное развитие регионов

В совокупности 85% районов в республике отстают в развитии. Неравномерность развития районов в каждой области создает значительную дифференциацию показателей, формирующих жизненный уровень населения. Эти районы отстают от среднеобластного уровня выручки на одного занятого в 2 раза и более. Без целенаправленного создания новых предприятий с высокопроизводительными рабочими местами будущего у этих районов нет. Необходимо обеспечить безусловное выполнение поручения главы государства по организации в 2013 г. в каждом из таких районов новых производств, соответствующих количеству отстающих в развитии районов: в Брестской области – 13, Витебской – 23, Гомельской – 20, Гродненской – 17, Минской – 13, Могилевской – 18.

Вместо формализма

Министерство экономики предлагает на 2013-2015 годы определить показатели, по которым будет оцениваться эффективность работы руководителей госпредприятий и госорганов. Экономическая идеология следующая:

Государство – эффективный собственник

Министерство – стратег в технологическом развитии отрасли

Председатель облисполкома – стратег в равномерном развитии территории.

Что делать

Необходимо создание новых высокоэффективных предприятий.

Механизм заключается в перераспределении работников с низкопроизводительных мест на новые, высокоэффективные производства с современным уровнем производительности труда и соответствующей зарплатой. За три последующих года необходимо создать более 200 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, что составляет около 5% от численности занятых, в т.ч. в 2013 году потребуется создать 56 тысяч рабочих мест.

Новые места сгенерируют: от 2 до 3% ВВП дополнительно, конкурентоспособные производства, сложнотехнологичный экспорт, прирост реальных доходов населения в размере 6,5%.

В части корпоративного управления следует изменить качественный состав советов директоров, ввести в них независимых директоров, а представителей государства из числа государственных служащих постепенно замещать управленцами-профессионалами.

У республиканских органов госуправления не должно быть подчиненных предприятий, а управлять акциями должен один орган в стране – институт профессиональных управляющих. Это позволит министерствам сосредоточиться на поиске новых технологий, а не на оперативном управлении подведомственными им организациями, и создать равные условия для государственных и частных предприятий, здоровую конкурентную среду.

Промышленные и сельскохозяйственные субсидии должны выделяться на основе конкурсного подхода, новых показателей эффективности (рентабельность продаж, сроки ввода объектов в эксплуатацию, срок окупаемости затрат и др.), концентрации государственных ресурсов на «точках роста», критериальной поддержки вместо индивидуальной, радикального сокращения видов господдержки, совершенствования бюджетного планирования. Это позволит сконцентрировать внимание государства на приоритетных направлениях.

Новые сектора экономики, инновационная экономика – это малый и средний бизнес. Соответственно данный приоритет должен также быть вынесен на уровень Банка развития за счет присоединения к нему Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей. Для этого Министерство экономики предлагает внедрить систему предоставления грантов субъектам малого производственного предпринимательства

на безвозмездной и безвозвратной основе и на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности.

Облисполкомам необходимо дисциплинированно обеспечить выполнение пункта 98 Директивы №4 по выделению средств областного бюджета на развитие предпринимательства в размере 1% от доходной части областного бюджета, сконцентрировав денежные потоки на микрофинансировании.

Министерство экономики вносит инициативу о внесении изменений в Указ Президента № 255 в части предоставления облисполкомам права выдачи грантов в виде субсидий для создания собственного производства – в размере до $20 тыс. на одного получателя с единственным условием – создание рабочих мест с выручкой на одного занятого не менее $60 тыс.

КСТАТИ

От чего зависит наша экономика?

Характерной и отличительной чертой для Беларуси является то, что сценарные условия развития в меньшей степени взаимосвязаны с ценой на нефть. Для Беларуси цена на нефть не оказывает существенных изменений на торговый баланс страны. Более критичным для нас является объем переработки нефти. Еще больший риск несет снижение экспорта сложнотехнологичной продукции, ведь уровень технологии – основа развития страны. Удельный вес сложнотехнологической продукции в экспорте Беларуси снизился с 38,6% в 2006 году до 34,8% в 2011-м, и предполагается, что в 2012 году он упадет до 29,6%.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно