В конце июня белорусские парламентарии в первом чтении приняли законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон о приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. В соответствии с Законом для повышения эффективности управления акционерными обществами, которые создавались в процессе преобразования и более 50% акций которых - государственные, предлагается не создавать совет директоров, а функции по решению вопросов, которые относятся к его компетенции, распределить между исполнительным органом и общим собранием акционеров.
В акционерных обществах, 50% и менее акций которых принадлежат государству:
- в состав наблюдательных советов будут включаться представители государства, назначенные Советом министров Беларуси и органами, осуществляющими владельческий надзор;
- представители государства голосуют на собрании акционеров также голосами, принадлежащими миноритарным акционерам, включенным в списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и не прошедшим в установленном порядке регистрацию для участия в общем собрании.
Как было
Налицо стремление государства повысить собственную роль в управлении белорусскими акционерными обществами. Соотнесём это с событиями пятилетней давности. В 2008 году в стране был отменён институт особого права государства («золотая акция») на участие в управлении хозяйственными обществами. Почему по прошествии какого-то времени вновь появилась потребность в контроле?
«Золотая акция» возрождается не в прямом виде, - говорит председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр ШВЕЦ. - Её реанимируют под лозунгом защиты прав миноритарных акционеров. Справедливости ради отмечу, что права миноритариев в нашей стране притесняются во многих хозяйственных обществах вне зависимости от формы собственности. Сам являюсь держателем малого пакета и могу сказать, что по факту находишься в заложниках у основных акционеров. Например, хозяйственное общество проводит собрание методом опроса «возражаете ли вы?..». Если человек ничего не ответил, он фактически сказал «нет, не возражаю».
Где границы?
В поправках к Закону о приватизации «в целях защиты прав и свобод граждан Беларуси, включая миноритарных акционеров» сказано, что в акционерные общества, акции которых не принадлежат Республике Беларусь, могут назначаться государственные представители, которые имеют право присутствовать на общем собрании акционеров и приостанавливать исполнение решений общего собрания акционеров, «если реализация этих решений противоречит общественной пользе и безопасности, наносит вред окружающей среде, ущемляет права и защищаемые законом интересы граждан».
Ожидаемые нестыковки могут возникнуть именно в этом пункте. Ведь ни одно собрание акционеров никогда не признается в том, что принимает решение, которое заведомо «ущемляет права граждан». Значит, между представителями государства и акционерами может возникать непонимание. Поскольку Беларусь - правовое государство, решать все споры придётся через суд. Но любой судебный процесс - это драгоценное время, потеря которого может плохо отразиться на деятельности предприятия.
Можно ли конкретизировать, когда и в каких именно случаях следует приостанавливать решения общего собрания акционеров? Пока этого нет, будут возникать проблемные ситуации, знакомые, например, тем, кто водит машину.
В пункте 2.76 Правил дорожного движения даётся определение понятию «уступить дорогу» (не иметь преимущества). Это требование, означающее не возобновлять, не продолжать движение или не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника дорожного движения, например, пешехода, изменить направление и (или) скорость движения. Ну а если пешеход вдруг по собственной воле побежит или станет как вкопанный - будет ли виноват в этом случае тот, кто «не осуществлял маневр»? Обеим сторонам, как в случае с дорожным движением, так и в случае с акционерной системой, приходится полагаться на адекватность, честность и непредвзятость всех действующих лиц. А главное - на то, что они станут следовать правилам, а именно представитель государства окажется человеком кристально честным и не возьмёт, скажем, денег у конкурента за то, чтобы у какого-нибудь акционерного общества начались проблемы с «общественной пользой и безопасностью».
«Государство собирается ужесточить контроль над акционерными обществами, - считает Александр Швец. - Через пакеты миноритариев оно сможет проводить любые решения. Это подрывает основу частной собственности и снижает доверие бизнеса. Как белорусским бизнесменам конкурировать в Едином экономическом пространстве в таких условиях?»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть