Больше всего непонимания у людей вызвала норма о «необоснованных жалобах». В новой редакции закона появилось уточнение: с граждан, которые систематически - три и более раза в течение года - направляют необоснованные жалобы в одну и ту же организацию, можно через суд взыскать возмещение расходов, которые понесли организации или ИП при рассмотрении этих обращений. К расходам отнесут суммы на выплаты экспертам, привлекаемым к рассмотрению обращения, почтовые, транспортные и другие издержки.
КОММЕНТАРИЙ: |
Олег СИВОГРАКОВ, эксперт по устойчивому развитию, кандидат экономических наук: - В Германии, к примеру, при решении задач в жилищной сфере стараются ориентироваться на последовательное внедрение и развитие закрепленного законодательно принципа субсидиарности. Согласно ему задачи должны решаться на самом низком, малом и удаленном от центра уровне, на котором их решение возможно и эффективно. То есть государство должно проявлять инициативу (предлагать свои услуги и ресурсы) только в тех вопросах, где возможностей независимых частных лиц и их организаций (включая местное самоуправление) оказывается недостаточно. Благодаря этому принципу (90%) проблемных вопросов, в сфере жилищно-коммунального обслуживания, решаются на уровне, например, товариществ или ассоциаций собственников жилья. Предотвращению жалоб помогает практика вовлечения населения в обсуждение проблемных вопросов и принятие решений. В целом, растут требования к профессионализму госслужащих Германии в работе с населением. Все более широкое распространение получает учебная дисциплина «Менеджмент участия» (participation management), с которой знакомятся эксперты, работники муниципалитетов и обслуживающие организации. Так что здесь у нас есть резерв для развития. |
Третий - не лишний
Норма о взыскании расходов с жалующихся (без уточнения о трех и более обращениях) существовала и раньше. Тем не менее в стране не наблюдались массовые судебные разбирательства с профессиональными жалобщиками. Как правило, чиновники ограничивались предупреждениями. Наверняка не стоит ожидать всплеска числа судебных процессов и сейчас, потому что это влечет за собой дополнительную нагрузку на работу судов, потраченное время для истцов и прочие проблемы. Но психологическое давление несомненно присутствует - люди теперь могут не решиться на третье обращение и опустить руки в отстаивании своих прав. Введение данной нормы, возможно, стало бы логичным, если бы одновременно был прописан механизм признания жалобы необоснованной. Кто определяет, что она такова? По нашему закону - та организация, в которую обратились граждане, причем по своему усмотрению, так как определения этого понятия в законе нет. Да, он предусматривает контроль надзорных органов за работой с обращениями граждан, но постфактум. То есть пока, к примеру, прокуратура выявит волокиту и обнаружит, что необоснованным обращение признали неправомерно, пройдет время, решение проблемы затянется еще на несколько месяцев. Никаких альтернатив законодатель не предложил. Интересно, что даже в советском законодательстве в споре граждан с госорганизациями предусматривался институт третейских судей. В Указе Президиума ВС СССР от 12.04.1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» было закреплено следующее: «Государственные органы, предприятия, учреждения и организации для рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, проведения по ним проверок и других мер привлекают представителей общественности, народных контролеров, передовых рабочих, колхозников, служащих. В необходимых случаях предложения граждан, а также результаты рассмотрения заявлений и жалоб, имеющих общественное значение, должны обсуждаться на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан». Сегодня такая «третья сторона» не предусмотрена. То есть нет ни старых советских институтов - органов народного контроля, ни современных европейских - уполномоченного по правам человека.
Ниже уровень - больше средств
Есть еще одна причина, по которой обновленный закон не решит ситуации с потоками обращений. Проблема в системе финансирования регионов. Из обзора отчетов по работе с обращениями граждан районных исполкомов видно, что более 50% жалоб граждан касаются сферы ЖКХ, ремонта и содержания улиц и дорог. Почему же эти проблемы не решаются на местах и люди вынуждены писать в администрацию президента? Вовсе не потому, что местные власти менее компетентны и активны. Вопрос в деньгах. Вот, к примеру, цитата управляющего делами Копыльского исполкома из интервью местной прессе: «Сегодня у нас на контроле находится обращение жителей улицы, в котором они просят заасфальтировать данную улицу. Дать объективный ответ на вопрос, когда это будет сделано, непросто. Если проанализировать, как формируется наш районный бюджет, то мы себя обеспечиваем только на 40%, остальные 60% направляются в район в виде дотаций государства. И только этими 40% мы можем распоряжаться на свое усмотрение, используя их на самые необходимые нужды. Поступления остальных денежных средств должны дожидаться». И такое положение дел характерно для всех регионов.
В большинстве стран Евросоюза основные средства республиканского бюджета сконцентрированы на низшем уровне - максимально приближенном к людям. В Беларуси - наоборот: на уровне области оседают около 50% средств республиканского бюджета, на уровне района - 45%, на уровне сельсовета, поселка, города районного подчинения - в лучшем случае 5%. Финансы находятся далеко от жителей, нижестоящие бюджеты - дефицитные. Несмотря на то что огромное количество средств формируется на местном уровне, они не закрепляются на местах, а уходят на другие уровни власти, доходят до республиканского бюджета, а затем начинается обратный процесс - перераспределение этих же финансов, не всегда по прозрачным схемам. Отсюда и волокита, и обращения в вышестоящие органы из регионов. Но для устранения данной проблемы нужно менять совсем другое законодательство - одними поправками в закон об обращениях граждан ее не решить.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть