С какими вопросами обращаются граждане в общество защиты прав потребителей? Хорошо ли знает свои права белорусский потребитель? На эти и другие вопросы «АиФ» ответил председатель Правления Регионального общества защиты потребителей Дмитрий МАЛЕЦ.

– «АиФ»: Сколько обращений поступает ежегодно? Это чаще всего минчане? Или есть обращения из других регионов?
– Ежегодно в общественное объединение «Региональное общество защиты потребителей» поступает более 10 тысяч обращений по всем возможным каналам связи, которые мы используем в своей деятельности (письменные обращения, посредством личного приёма, прямой телефонной линии, электронной почты, мессенджеров и др.).

Необходимо отметить, что законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из возмездных договоров.
Деятельность нашего общественного объединения распространяется на территорию всей Республики Беларусь, в то же время обращаются чаще всего минчане и жители Минской области, что обусловлено местонахождением офиса организации.
Выслушают всех
– На все ли обращения вы реагируете?
– Каждый потребитель, который обращается в нашу организацию, получает консультацию по вопросу, связанному с защитой его прав как потребителя.
В отдельных случаях, когда гражданско-правовой спор не урегулирован в досудебном порядке, а также когда имеется положительная судебная перспектива, обращаемся с исками в интересах потребителей. К слову, более 90 % дел с нашим участием завершаются удовлетворением иска либо заключением мирового соглашения на приемлемых для потребителей условиях.
– Часто ли приходится отказывать людям? Какие это могут быть ситуации?
– Отказываем в оказании помощи в ситуациях, когда вопрос заявителя не входит в нашу компетенцию, которая определена Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В этом случае рекомендуем куда можно обратиться за оказанием правовой помощи.
Также, как правило, отказываемся предъявлять иски в интересах потребителей в ситуациях, когда, по нашему мнению, права потребителей не нарушены, либо имеется слабая судебная перспектива разрешения спора в интересах потребителя.
– На ваш взгляд, какой он – современный потребитель? Хорошо ли он знает свои права?
– Современного потребителя на наш взгляд характеризует информированность и требовательность.
Необходимо отметить, что правовая грамотность потребителей c каждым годом растёт. В этом есть заслуга органов государственного управления, общественных объединений потребителей, иных субъектов правового просвещения в указанной сфере.
– Бывали в вашей практике необычные обращения, которые вам запомнились?
– В указанной сфере работаю уже достаточно давно, поэтому сложно чем-то удивить. Большинство обращений однотипные, которые ранее уже неоднократно встречались в нашей практике. В то же время всегда запоминаются дела, связанные с причинением потребителям вреда здоровью.
Так можно отметить дело, связанное с некачественным оказанием косметологической услуги потребителю, в ходе которой человеку были причинены ожоги тяжёлой степени. Сложность рассмотрения дела заключалось в том, что последствия некачественного оказания услуги проявились не сразу, а спустя несколько дней, в этой связи являлось сложным доказать наличие прямой причинно-следственной связи между действиями исполнителя и наступившими последствиями.
Интересными являются также дела, связанные с предъявлениями исков в пользу неопределенного круга потребителей.
За весь период нашей деятельности мы предъявили несколько таких исков, которые были связаны с ненадлежащим доведением до потребителей информации о товарах (работах, услугах).
В частности, одной из крупных торговых сетей на товарных ценниках некорректно изображалась информация об акционной и обычной цене товара, что вводило потребителей в заблуждение. Действия продавца судом были признаны противоправными, а интересы потребителей защищены.
– Расскажите, как происходит работа с потребителем, который к вам приходит.
– Первоначально юристы изучают, входит ли поднимаемый заявителем вопрос в сферу нашей компетенции. Если вопрос касается сферы защиты прав потребителей, то заявителю оказывается соответствующая консультация.
При необходимости представления интересов потребителя в досудебном либо судебном порядке с заявителем заключается договор безвозмездного оказания услуг общественным объединением потребителей. Типовая форма указанного договора установлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
– Платит ли человек за услуги при работе с юристами общества?
– Нет. Наше общественное объединение оказывает помощь потребителям на безвозмездной основе.
Основным источником финансирования нашей деятельности являются расходы, которые мы взыскиваем с ответчиков в соответствии с судебными постановлениями.
Кто прав?
– Не раз слышала, что некоторые наши граждане нередко злоупотребляют своим правом потребителя. Приходится ли в вашей работе сталкиваться с потребительским экстремизмом?
– Легальное определение указанного понятия в законодательстве Республики Беларусь отсутствует. Также отмечу, что в нашей практике отсутствуют примеры, когда бы при рассмотрении гражданского дела о защите прав потребителя судом было установлено злоупотребление потребителем своими правами.
В то же время имеют место случаи, когда потребители неправильно трактуют действующее законодательство, а также обращаются в ситуациях, когда имеется возможность урегулировать спор в досудебном порядке.
– Что необходимо знать потребителю, чтобы не было повода обращаться к вам?
– Потребителям необходимо осмотрительно подходить к выбору организаций, с которыми они планируют вступать в гражданско-правовые отношения, учитывать их деловую репутацию. Кроме того, необходимо работать над повышением своей правовой грамотности.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть