22014

Готова ли Беларусь преподавать в вузах по-европейски?

№ 11 от 16 марта 2011 года 16/03/2011

Насколько готовы белорусские вузы к этому за год до планируемого прохождения, и придется ли нам перестраивать систему образования коренным образом?

Мы уже готовы

- Болонская декларация включает в себя, во-первых, наличие двухступенчатой (двухуровневой) системы высшего образования, во-вторых - соответствие зачетных единиц (система кредитов ECTS), и в-третьих – соответствие квалификаций и приложений дипломов, - рассказала «АиФ» начальник главного управления учебной и научно-методической работы БГУ Людмила Хухлындина.

Людмила Михайловна подчеркивает, что Болонская декларация ориентирована не на унификацию систем высшего образования европейских государств. Ее цель - сделать системы образования разных стран Европы сопоставимыми и совместимыми, что позволит работодателям разных стран лучше ориентироваться в дипломах людей, устраивающихся к ним на работу.

- На Западе первый уровень - это бакалавриат, второй - магистратура, продолжает Людмила Хухлындина.- Нашим законодательством тоже предусмотрены две ступени - специалист и магистр. В разных странах студенты учатся разное количество лет на первой ступени. Где-то 3 года на первом уровне и 2 на втором, где-то, соответственно, - 4 и 2 года.

Следующий момент - это система зачетных единиц, т.е. определении трудозатрат на изучение того или иного предмета. Но уже  во втором поколении образовательных стандартов Беларуси определен не только объем академических часов, но и соответствующее ему количество зачетных единиц.

- Мы не можем сказать, что мы не готовы к вступлению в Болонский процесс. . Мы готовы, - заверяет Людмила Михайловна.

Без студентов - никуда

Бывший проректор Европейского гуманитарного университета Владимир Дунаев обращает внимание, что Беларусь способна адаптировать систему высшего образования только технически, в то время основой Болонского процесса являются академические свободы и университетская автономия:

- То, что происходит в Беларуси, идет в совершенно противоположном направлении. И «Кодекс об образовании» противоположен традиционным европейским ценностям сферы высшего образования. Ведь в 2009 году даже статья «Академически свободная университетская автономия» была изъята из Закона  «О высшем образовании» и Закона «Об образовании». Особых надежд на быстрое вступление Беларуси в Болонский процесс не стоит питать.

Эксперт полагает, что Беларусь ожидает достаточно серьезная реформа законодательства, на которую под давлением  академических кругов надо решиться власти. Ведь способ управления при Болонском процессе включает в себя не только министерские структуры, но и преподавателей, и, что важнее, студенческие союзы. В Европе признано: добиться качества высшего образования можно только в случае, если правом воздействовать на него будут владеть работодатели и студенты.

- А пока студенты и работодатели не будут иметь голоса в определении образовательной политики, я думаю, ни о качестве, ни об академических свободах мы не сможем говорить.

Поэтому, подытоживает эксперт, если мы когда-нибудь доживем до реальной реформы белорусского высшего образования, эта перестройка будет очень глубинной.

Отпустить университеты

Эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич настаивает на том,  что для вступления в Болонский процесс необходимо принять его основные рамки: демократизацию образования, его гуманитаризацию и академические свободы. Для этого следует перестраивать не систему образования, а систему управления ею.

Главную роль в реформе белорусского образования, по мнению эксперта, должно занимать не Министерство образования, а академическое сообщество, независимое от управленцев.

- Чтобы академическое сообщество возникло, сверху просто не должны мешать. И тогда рано или поздно умные люди начнут его формирование, возродятся традиции виленского университета, полоцкого коллегиума. Для этого Минобр, со своей стороны, должен отдать управленческие полномочия университетам, начать отпускать их «на свободу».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно