…По улицам Шанхая, блистающим огнями рекламы, гуляют хорошо одетые люди. Из аэропорта я приехал на поезде-«пуле» - 40 километров он пролетает за 7 минут. Навороченные автострады позволяют избежать пробок. Метро (билет на наши деньги - 10 руб.) поражает новенькими поездами и кондиционерами. Средняя зарплата в Шанхае равна 6000 юаней (примерно 30 000 руб.), хотя четыре года назад была вдвое меньше. «Надо восхвалять Будду, что небеса ниспослали финансовый кризис, - говорит бизнесмен Мин Цзяй, который просит называть его Бобби. - Без общего разорения планеты Китаю никогда не стать сверхдержавой». Обратная сторона экономического бума - ночью по Шанхаю не пройдёшь, не продираясь через отряды проституток. Бобби считает временными трудностями: «Китайцы вдруг поняли - зачем мы обслуживаем весь мир, ведь проще работать на себя? Нам не нужны покупатели курток в России: у нас тоже суровая зима. Нам не требуются иностранные туристы - внутренний туризм вполне кормит страну, номера в гостинице не найдёшь. Согласен, в Шанхае полно «жриц любви», но ненадолго - коммунисты обеспечат их работой… Послушай, чего ты смеёшься?»
Гастарбайтеры возвращаются
По сравнению с 2008 годом ощущение, что я приехал в другую страну. Тогда в Китае царила тихая паника. Экономика рушилась на глазах - США, Евросоюз и Россия отказывались от закупок: некому было продавать автомобили, электронику, кроссовки, пуховики. Цены рухнули, и фешенебельные отели, ранее забитые бизнесменами, опустели, финансисты прогнозировали - национальная валюта юань превратится в пыль. Сейчас, прогуливаясь по набережной Шанхая, затмевающей своим блеском Москву, остаётся задать вопрос: как же китайцы использовали кризис, чтобы… разбогатеть?
- Всё достаточно просто, - объясняет Лунь Жуй, бывший сотрудник горкома Компартии Китая в Шанхае. - Мы вдруг поняли - у нас живёт четверть всех покупателей планеты. Почему бы не сделать так, чтобы китайцы покупали китайские товары, и дать людям работу, обустраивая свою собственную страну? Власти выделили под эти проекты $200 миллиардов из валютных резервов. Многие, включая и меня, не верили, что получится…
Реформы стартовали моментально. Китай ввёл программу «Сдай старую машину - купи новую!», и автопром вырос как на дрожжах. Лозунг «Каждому крестьянину - по телевизору» сделал телик в деревне обыденной вещью, а не роскошью, как прежде. Города соединили железные дороги с поездами CRH-380A, несущимися со скоростью 380 км/ч (с 2010 года в действие введено 49 (!) поездов), построены десятки аэропортов, сотни автострад. Стало не хватать рабочих рук - ещё недавно крестьянам запрещалось приезжать в города, теперь запускается программа переселения 20 миллионов деревенских жителей в мегаполисы - на строительство новых зданий. Доллар по отношению к юаню не вырос, а упал: сейчас курс - чуть больше 6 юаней за $1, хотя в 2008-м был семь с половиной. «Мао Цзэдун сожрал доллар», - шутят шанхайцы: на китайских банкнотах изображён «великий кормчий», и юань уважают во всех странах Южной Азии - он стал резервной валютой, заменяя собой ненадёжный бакс.
12 лет назад, когда я впервые приехал в Китай, была нищая страна. Хорошая зарплата - $100, пахать 18 часов в сутки считалось нормой, полиция ловила и избивала крестьян, нелегально проникших в Шанхай на заработки. Многие китайцы почитали за счастье жить в бараках в Приморском крае и выращивать овощи в теплицах за 5000 рублей в месяц. Сейчас гастарбайтеры возвращаются назад - в Китае зарплаты стали больше. Даже продавцы в пекинском районе Ябаолу, торгующие низкосортным барахлом, жалуются: швейные фабрики повысили жалованье рабочим - и вещи подорожали. Россия покупает мало: у нас с 90-х годов привыкли, что китайское обязано быть дешёвым.
Строят города-призраки
- Америка должна КНР миллиарды долларов, ведущие предприятия Евросоюза куплены китайцами, - радуется банкир Феликс Чань из Гонконга. - Дело за малым - ввести юань как главную валюту планеты, привязать к себе нужные страны займами - и можно править миром. Если кризис продлится ещё 20 лет - китайцы будут столь же богаты, как швейцарцы, а китайский язык сделается ым популярным. Подумать только, как просто! Стоило Китаю вспомнить, что у нас есть миллиард четыреста миллионов покупателей - и т факт сразу вывел страну в мировые лидеры.
Впрочем, в борьбе с кризисом хватает и минусов. Например, чтобы цены на недвижимость не падали, в КНР строят… города-призраки. Только в провинции Гундун их более двадцати. Куча небоскрёбов, дороги, супермаркеты, а жильцов нет - люди сейчас не покупают квартиры. К чему может привести? Мыльный пузырь в итоге лопнет, и цены посыплются. Боясь безработицы, в Китае воздвигают массу ненужных строений: например, роскошные фонтаны и помпезные автострады в маленьких городках. Миллионы крестьян по уши в кредитах за бытовую технику и автомобили. И если они не смогут их отдать - лопнут банки. Правда, правительство надеется го избежать.
В России доллар за время кризиса вырос с 23 до 32 рублей, скоростной поезд «Сапсан» - один-единственный (хотя территория в два раза больше Китая), а автострады хоть и строятся, но черепашьими темпами. Я уже задавался вопросом: зачем нам Стабфонд, где доллары лежат мёртвым грузом? Может, лучше тратить эти деньги внутри России? Увы, мы рассчитываем качество жизни по принципу: сколько нашей нефти и газа купят на Западе. А ведь у нас есть шанс использовать кризис для своей пользы. Только вот времени осталось совсем немного. Успеем ли?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть