«Программы по дошкольному воспитанию и образованию приносят большие дивиденды, чем любой другой уровень образования», – считает гендиректор ЮНЕСКО Ирина БОКОВА. Ее мнение подтвердил нобелевский лауреат Джеймс Хекман, профессор экономики Чикагского университета, глава Центра оценки социальных программ.
«Я и мои соавторы доказали, что критическим периодом развития когнитивных навыков (памяти, внимания, воображения, способности к принятию решений. – «АиФ») являются ранние годы жизни ребенка. Коррекция дефектов раннего развития в старшем возрасте обходится достаточно дорого и зачастую не является эффективной. С экономической точки зрения, проблемы человеческого развития гораздо выгоднее предотвращать, нежели исправлять. Вмешательство в жизнь детей на ранней стадии развития гораздо выгоднее таких видов последующего вмешательства, как обучение в малых группах, госпрограммы профобучения, реабилитации заключенных, повышения грамотности взрослого населения и пр.».
Ученый также утверждает, что настало время пересмотреть традиционное мнение о том, что разный уровень способностей детей значительно зависит от генетики, поскольку эксперименты показывают обратное. Ученые делают выводы, что самые эффективные с экономической точки зрения инвестиции – это вложения в ранний этап развития.
Неласковые взрослые
В Беларуси пока все наоборот. Уровень дошкольного образования – наименее дотируемый по сравнению с другими. К примеру, в республиканском бюджете на 2010 год на дошкольное образование выделено 11,4 млрд бел. руб ( в 2009 г. было 14,7 млрд). В то время, как на общее среднее образование выделили 38, 4 млрд, на высшее и послевузовское - почти 976 млрд. Интересны эти цифры в сравнении с другими отраслями. Госфинансирование дошкольного образования, к примеру, сопоставимо с финансированием двух белорусских телевизионных каналов, в пять раз меньше суммы на охрану растительного и животного мира, почти в три раза меньше госрасходов на службу безопасности президента (30,7 млрд).
Такое отношение характерно не только для Беларуси. Как признали участники международной конференции, недостаток внимания к данному вопросу на политическом уровне присущ многим странам. Возможно, расчеты нобелевских лауреатов по экономике заставят посмотреть на вещи по-другому.
Охват детей Беларуси дошкольным образованием - 90,7 % в городской местности, 53,4% в сельской.
Оснащенность ДУ средствами обучения, игровым и учебным оборудованием - 49,3% от потребности.
Суточный рацион питания детей во многих ДУ не выполняется на 20–40%.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть