9159

Жилье в аренду. Как правильно сдавать квартиру или комнату?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 44. Жилье в аренду 02/11/2021

Как правильно сдать жильё - подробный алгоритм. Какие налоги надо уплатить и какие нюансы следует учитывать? Разбираемся вместе с юристом Марией ЩУРКО.

Шаг №1. Поиск арендатора

Поинтересуйтесь у знакомых, не нужна ли кому-нибудь квартира или комната. Объявления о съёме жилья публикуют в газетах, расклеивают на столбах. Можно обратиться в агентство недвижимости (перед этим изучите его репутацию на рынке). Однако наиболее простой и быстрый способ - разместить объявление в Интернете. Самые платежеспособные квартиранты давно уже там. Не используете Интернет? Попросите родных помочь с этим. Разместить объявление о сдаче можно на специализированных онлайн-ресурсах (поисковик предложит вам варианты по тематическому запросу). Составьте короткое описание, сделайте акцент на фотографиях - выбирают прежде всего по ним.

С будущим квартирантом важно сразу оговорить ряд моментов - помимо собственно стоимости. Во-первых, сроки сдачи и порядок съезда. Например, вы заключите договор на три месяца, а человеку нужно будет уехать через два. Как будете решать проблему? Во-вторых, порядок уплаты «коммуналки» - кто это будет делать? В-третьих, условия проживания: не шуметь, не портить имущество и т. д.

Шаг №2. Договор

Заключаем и регистрируем договор найма жилого помещения. Это осуществляют РСЦ, если в вашем городе их нет, обращайтесь в ЖКХ, исполкомы. Сам договор заполняется в трех экземплярах на месте (бланки вам выдадут, договор типовой, надо будет вписать паспортные данные, срок сдачи, сумму оплаты и т. д.). Также в регистрирующий орган надо представить:

1. заявление от собственника (заполняется на месте). Если сдаваемое в аренду жильё находится в собственности нескольких человек - необходимо получить их согласие на заключение договора и сдачу жилого помещения в аренду;

2. паспорта обеих сторон;

3. документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение (технический паспорт квартиры и свидетельство о государственной регистрации права собственности).

Регистрировать договор самостоятельно не нужно.

Шаг №3. Налоги

После регистрации договора найма нужно обратиться в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту жительства. Необходимо представить:

1. копию договора найма жилого помещения;

2. паспорт;

3. документы, подтверждающие право собственности на квартиру;

4. выписку из лицевого счёта о количестве зарегистрированных в данном жилом помещении лиц.

Обращаться в налоговую нужно только в первый раз. Далее - при следующих сдачах жилья - ваш регистрирующий орган будет самостоятельно оповещать налоговую, то есть никаких лишних телодвижений делать не придётся.

Нюансы составления договора

В договор найма стороны могут включать любые дополнительные условия по соглашению, не противоречащие закону. Например, можно прописать, какое имущество сдается в пользование, и указать денежное возмещение за его порчу. Как вариант - взять у квартиранта залог, который в случае порчи имущества не возвращается (размер залога можно определить по соглашению и прописать в договоре).

Еще один вопрос: на какой срок лучше всего сдавать жилье? Универсального совета нет, но если рассматриваете среднесрочную и долгосрочную перспективу - заключайте в первый раз на 2-3 месяца. Присмотритесь к квартирантам: что за люди, как обращаются с вашим имуществом, исправно ли платят за жилье и ЖКУ? В последующем договор очень просто продлить - уже на полгода.

Законодательством не установлены ограничения касательно минимального срока для заключения договора найма (за исключением сдачи квартир посуточно, так как это уже предпринимательская деятельность).

Нюансы уплаты налога

По завершении процедур в налоговой придёт письмо с извещением о присвоении учетного номера плательщика (УНП). После этого надо будет регулярно (раз в месяц) уплачивать подоходный налог. Суммы для каждого региона разные (см. таблицу).

* Жилые помещения (за каждую сдаваемую жилую комнату), садовые дачи в месяц. В месяц. По информации с официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
* Жилые помещения (за каждую сдаваемую жилую комнату), садовые дачи в месяц. В месяц. По информации с официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Уплачивать налог проще всего через систему ЕРИП. Пошаговая схема для Минска: откройте Платежи ЕРИП - Налоги - Минск - ИМНС по району - Подоходный налог (квартсдача) - введите УНП большими латинскими буквами - уплатите указанную сумму. Если же вы не пользуетесь интернет-банкингом, посетите банк и попросите сотрудника помочь с оплатой. При обращении в налоговую вам дадут номер телефона - по нему вы всегда сможете позвонить и уточнить интересующие вас детали.

Если делать нелегально?

Если в случае проверки со стороны налоговых органов будет обнаружено, что сдача жилого помещения в аренду происходит незаконно, то собственнику придется уплатить подоходный налог за весь период сдачи жилого помещения. Также возможно привлечение к административной ответственности.

Жилье за помощь

Бывает и такое, что пожилые люди ищут к себе на подселение человека, который будет проживать бесплатно, а взамен оказывать помощь по уходу и присмотру. Договор найма жилого помещения в этом случае составлять не нужно, так как такое соглашение действует лишь при условии, что одна сторона передаёт другой жилое помещение во владение и пользование за плату. То есть отношения между пожилыми людьми, которые не берут плату, и другими гражданами к арендным не относятся. Вопрос возмездного содержания пожилых людей регламентирован законодательно договором пожизненного содержания с иждивением (ренты). В соответствии с ним выплаты могут заменяться на осуществление ухода за пожилым человеком, обеспечение продуктами питания, лекарствами, одеждой и др. В случае заключения договора пожизненного содержания с иждивением после смерти получателя ренты жилое помещение переходит в собственность человека, осуществлявшего уход.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно