2210

Что изменится для жителей домов, управляемых товариществом собственников?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 41. Солнце, грязи и вода 10/10/2023
Татьяна Лазарева / Коллаж АиФ

Еще весной 2022 года министр ЖКХ заявил о реформировании товариществ собственников (ТС), а также о том, что управлением жилым фондом и его эксплуатацией займутся в основном государственные организации ЖКХ. Причина решения – замечания со стороны жильцов в адрес ТС.

В стране планируют внести изменения в Жилищный кодекс и Закон №405-3 «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16.07.2008 года. Ряд изменений легли в основу проекта Закона «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации». Несмотря на то что депутаты приняли законопроект в первом чтении, Палата представителей Национального собрания вынесла его на общественное обсуждение. Судя по активному обсуждению людей на правовом форуме, озвученные изменения получили широкий отклик в обществе. До 2 октября белорусы вносили предложения и замечания, далее законопроект будут вновь обсуждать депутаты. В планах   заседание рабочей группы Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству по проекту Закона «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации» (второе чтение).

КСТАТИ
В настоящее время в стране насчитывается более 6 тыс. товариществ собственников и около 4 тыс. организаций застройщиков (ЖПК, ПЖСК, ЖСПК). Кажется, что все просто: собрание жильцов провели, решение приняли и воплотили его в жизнь. Теоретически в товариществах все просто и быстро решается. На самом же деле бывает по-разному, многое зависит от правления и председателя, и негативных примеров работы тоже хватает.

УПОЛНОМОЧЕННОЕ ЛИЦО

 В новом законопроекте много норм, касающихся сферы трудовых отношений по урегулированию работы руководителя некоммерческой организации собственников, - комментирует «АиФ»» нововведения председатель правления Союза ТС и ЖПК (жилищных потребительских кооперативов) Ирина ЧЕРНЯВСКАЯ. – Это противоречит сути законопроекта, ведь прежде всего нормы Жилищного кодекса должны регулировать отношения в сфере жилищного законодательства. В законопроекте отражены ограничения, которые могут идти вразрез с трудовым и гражданским законодательством.

Как поясняет эксперт, согласно новой редакции Жилищного кодекса местные исполкомы могут назначить уполномоченное лицо (как правило, это ЖКХ районов, обслуживание осуществляется через ЖЭУ или ЖЭС), а также определить основания для принятия решения о прекращении полномочий председателя правления, например в случаях истечения срока действия свидетельства об аттестации или принятия решения о необходимости его досрочного аннулирования. Возможны также случаи ликвидации ТС или ЖСПК (жилищно-строительных потребительских кооперативов) без права повторного создания такой организации, если после назначения уполномоченного лица жильцы за несколько месяцев не избрали председателя правления.

«Но сегодня местные органы власти не наделены полномочиями по проверке квалификации (аттестации, переаттестации) знаний, а также не имеют для этого соответствующих специалистов,  утверждает Ирина Чернявская.  Помимо этого, в рамках Трудового кодекса право прекращения трудовых отношений закреплено именно за собственником. Кроме того, назначенное уполномоченное лицо может получить право без проведения общего собрания жильцов передавать имущество и объекты ТС или ЖСПК любому другому лицу».

ДОХОДЫ УПАДУТ?

По словам эксперта, управление уполномоченным лицом может стать убыточным для самой организации собственников, так как станет невозможным получать законную прибыль от сдачи в аренду своих площадей (фасады, места общего пользования, помещения). Сегодня эта прибыль позволяет уменьшить расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт организаций собственников. В противном случае расходы лягут на плечи государства, они увеличат затраты бюджета.

Также Жилищный кодекс предлагают дополнить положениями, согласно которым председателем правления можно быть только в одной организации собственников, застройщиков. При этом по трудовому законодательству работники других должностей могут работать на 1,5 ставки (ставка по основному месту работы и 0,5 ставки как совместитель). У специалистов вызывает недоумение, почему хотят ограничить именно председателей правления (один дом  один председатель), ведь они не занимают особые должности, не являются госслужащими, не имеют никаких привилегий, им не устанавливаются дополнительные гарантии.

Эксперт отмечает еще один немаловажный момент – возможное ущемление прав не только председателей правления, но и самих жильцов-собственников. В настоящее время председатели, как правило, работают в нескольких организациях собственников. Это, по мнению Ирины Чернявской, оправданно, так как нет смысла предлагать председателю правления полную ставку с графиком работы в течение недели в небольших организациях (до 2030 членов). Иначе говоря, небольшие организации собственников останутся без председателя правления, так как не смогут обеспечить ему хотя бы минимальную зарплату. Главное  собственники не смогут реализовать право на выбор формы управления и избрания опытного председателя правления для управления общим имуществом. Кстати, по всей стране немало таких организаций собственников – более 40%. «Все они будут вынуждены ликвидироваться. ТС или ОЗ (организации застройщиков) вынуждены будут перейти в ЖКХ, на них увеличится нагрузка, и вряд ли они справятся с ней»,  дополняет Ирина Чернявская.

В целом некоторых жильцов волнует, что законопроект осложнит жизнь ТС и ОЗ и многие специалисты останутся без работы и без средств.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

Еще одно возможное нововведение – ожидается, что отчисления на капремонт будут переводить ежемесячно на специальные счета исполкомов, а не на банковский расчетный счет ТС, как сейчас. К тому же в течение одного года со дня вступления в силу законопроекта предусматривается разделение ТС или ЖСПК, в которых два и более многоквартирных дома, на две и более организации собственников, в случае отказа последует их ликвидация. Но эксперт считает, что такое разделение увеличит затраты жильцов и не обеспечит минимизацию затрат организаций собственников. Этот механизм будет неудобным как для государственного, так и частного заказчика.

ВАЖНО

Законодатели называют основную цель законопроекта: «Единообразное применение норм жилищного законодательства и возможность системного правового регулирования отношений по управлению общим имуществом совместного домовладения». Как отмечается на правовом портале, в частности, законопроект предусматривает:

  • усиление ответственности председателей правлений организаций собственников за несоблюдение законодательства по управлению общим имуществом совместного домовладения, в том числе по качественному и своевременному обеспечению предоставления жилищно-коммунальных услуг, содержанию общего имущества совместного домовладения и придомовой территории, а также за невыполнение законных требований местных властей;
  • изменение подходов к аккумулированию средств от вносимой плательщиками платы на капремонт;
  • актуализацию функций уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения и совершенствование механизмов его назначения.

В ТЕМУ:

В общественном обсуждении законопроекта на государственном правовом форуме forumpravo.by приняли участие 562 человека. В основном участники обсуждения высказывались по предложению отменить ограничение «один дом  один председатель правления», а также дать возможность совмещать работу, так как председатели правления не являются госслужащими. Помимо прочего были отзывы собственников с критикой ТС и недобросовестного отношения председателей правления ТС к работе. Что пишут:

  • «Как можно сравнивать ЖЭС, где нет членских взносов, с ТС, где в некоторых из них членские взносы с квартиры от 40 до 80 р. в месяц! При таких поборах и жэсовские дома бы сверкали. Не хотят работать «один дом  один председатель», пускай идут на завод… Найдутся те, кто будет работать по закону. Очень своевременный закон! Надеюсь, будет принят как можно быстрее».
  • «Живу в ТС, ничего хорошего: высокие платежи, постоянное навязывание ненужных дорогостоящих работ и сервисов, которыми никто не пользуется, аффилированных с председателем. Пожаловаться некому: в исполкоме говорят, что вы же сами вступили в ТС. А у меня выбора не было: собрания и прочее просто не работают, председатель якобы с общего согласия навязывает то, что ему надо. Три дома  один на пять подъездов, два  по одному подъезду… Работники просто не ходят на работу, а з/п получают  пять дворников, два инженера, два электрика, бухгалтер, председатель, сантехник  и все на три небольших дома. Зачем столько? Правильный закон: ЖЭС справляется гораздо лучше и за меньшие деньги».
  • «Ознакомилась как с текстом проекта Жилищного Кодекса, так и с комментариями на данном форуме. Многие из них выглядят однотипными, написанными словно под копирку… Лобби председательское  понятно. Никому не хочется терять работу с практически нулевой ответственностью, нулевым контролем и немалой зарплатой. Вопрос на засыпку: разве практикуется в бизнесе один директор на четыре фирмы? Какой от него КПД?»

 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно