4456

Добрать знания. В компаниях ценят специалистов, готовых учиться

№ 31 от 31 июля 2013 года 31/07/2013

  Модульное и мобильное преподавание по кратким дешевым программам…

Все вышеперечисленное Виталий НИКОНОВИЧ, заместитель председателя правления Ассоциации клубов ЮНЕСКО в Беларуси, член Совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения, назвал трендами будущего. Дискуссия развернулась на круглом столе «Неформальное образование: сертификаты и сертификация», организованном  BEL.BIZ.

- Есть три сферы образования: формальное, неформальное и самообразование, - для начала разъяснил Виталий Никонович. - Формальное образование обеспечивает подтвержденную квалификацию: человеку выдают документ, гарантирующий, что его обладатель полностью соответствует заявленной квалификации. Неформальное образование - это то, что помогает человеку добрать недостающие знания, получить компетенции. Самообразование - процесс неорганизованный, когда человек приобретает знания не совсем осознанно, допустим, при чтении книг.

Гарантия?

Эксперты, собравшиеся на круглом столе, высказали мнение: чтобы успеть за быстро меняющимися требованиями современного бизнеса, мира технологий, рынка труда, важно уделять пристальное внимание неформальному образованию еще с вузовской скамьи. Но какую роль на самом деле играют полученные на тренингах сертификаты, признаются ли они конкурентным преимуществом при приеме на работу?

- В последнее время клиенты ищут «чистый лист» - сотрудников без опыта. Но мы, как специалисты по подбору персонала, понимаем, что такие кандидаты - не лучший вариант: они далеки от реальной жизни, - поделилась опытом Надежда РАТОБЫЛЬСКАЯ, соучредитель персонал-центра Staff.By, руководитель направления по поиску и подбору персонала. - Встречаются  и те, чьи резюме содержат  длинный список свидетельств о пройденных обучающих программах. Для многих хождение по тренингам – хобби, а не способ насыщения компетенциями.

- Обучению в нашей компании уделяется большое внимание. Мы ищем людей, которые готовы повести за собой толпу, желают и сами обучать либо делиться навыками, которых нет у других членов команды. У нас даже есть специальная программа «Всеобуч», которая построена по этому принципу, – рассказала HR-менеджер отдела развития персонала управления по работе с персоналом ЗАО «МТБанк» Лика МУРАШЕВА. 

Уважение к учителю

- В современном мире успел сформироваться тренд – обучение на протяжении всей жизни. Но есть ли границы и какова дальнейшая судьба стареющего поколения профессионалов, на смену которым приходит амбициозная молодежь?

- В нашей компании существует замечательная традиция менторства. Сотрудники, которые уже переросли определенный профессиональный уровень и готовы уйти в свой бизнес или на заслуженный отдых, могут оказаться хорошими наставниками. Мы поощряем передачу опыта и даже личных качеств молодому поколению опытными коллегами. Когда мы показываем  им, что накопленный опыт полезен и интересен, зрелые сотрудники и сами продолжают развиваться и профессионально расти, - рассказала Анастасия ХОМЕНКОВА, соучредитель, заместитель директора BEL.BIZ.

Перекосы

- Сформирован ли в Беларуси рынок неформального образования?

- На мой взгляд, рынок сформирован. На нем присутствуют давно работающие компании с широкими продуктовыми линейками, покрывающие все потребности современного бизнеса.  Кроме того, в последние три года появилось достаточно много специалистов,  которые позиционируют себя как экспертов-индивидуалов в определенной области. Однако хочу подчеркнуть, что наш рынок очень сильно зарегламентирован. Было бы хорошо, если бы наша страна выбрала такой же вектор развития, как и другие страны, где рынку образования предоставлены возможности саморегулирования, – рассказала Ирина СОТНИКОВА, партнер, заместитель генерального директора, руководитель направления организационного консультирования, бизнес-тренер консалтинговой группы «Здесь и Сейчас».

Говоря о тенденциях рынка, эксперт также отметила, что, по опыту их компании, процент корпоративных клиентов намного больше частных, но с 2009 года наблюдается  постоянный прирост последних. Также она подчеркнула и то, что HR чаще других платят за себя.

Продолжая обсуждение, Наталья МАКАЕВА, руководитель программы Executive MBA, отметила:

- Рынок, конечно, сформирован, но в основном в Минске. В регионах дела обстоят намного хуже. Мы пришли к выводам, что там  либо нет ничего,  либо есть, но очень низкого уровня. Работать в регионах дорого,  а отправлять персонал на обучение в Минск предприниматели не готовы, ведь у многих попросту не хватает трудовых ресурсов, кроме того, пройдя обучение в столице, многие не возвращаются и находят новую работу.  Наш рынок очень перекошен. С точки зрения просвещения бизнеса в регионах – нужно еще много работать. Далеко не у каждого нестоличного предпринимателя есть понимание того, как важно обучать персонал.  Кроме того, с точки зрения долгосрочных программ, наш рынок очень слаб, даже столичный. Его почти нет.  В то же время можно заметить сильную конкуренцию среди краткосрочных программ. И в этом случае возникает вопрос качества: вход на рынок краткосрочных программ легкий, а вот кто учит  и что потребитель получает в итоге? 

Наталья Макаева считает: исключение неформальных образовательных программ из госрегулирования – это необходимость, отличное решение существующих образовательных проблем:

- Все компании, в том числе и лидеры, представители которых присутствуют на этом круглом столе, находятся под угрозой закрытия. А все потому, что вопросы лицензирования и аккредитации – крайне сложные, не имеющие отношения к качеству образования. Они приводят только к размножению очередных ненужных бумажек. Важно объединиться и лоббировать тезис о том, что неформальное образование – это не компетенция Минобразования, а дело экспертов в этой сфере и работодателей. Только они могут определять, кто есть кто и составлять рейтинги, которых, кстати, у нас нет!

В свою очередь Анастасия Хоменкова отметила привлекательность регионального рынка:

- Существующий перекос, возможно, объясняется малым количеством предложений. Когда мы общаемся с бизнес-ассоциациями в регионах, то слышим о том, что основные предложения по обучению в регионах поступают от комитета по охране труда или налоговых органов…

На круглом столе был затронут еще один важный момент: обеспокоенность по поводу возможной сертификации в сфере неформального образования. Подводя итоги обсуждения,  Виталий Никонович подчеркнул: Ассоциации  дополнительного образования и  просвещения не удалось ввести термин «неформальное образование» на официальном уровне, этого не удалось сделать и российским коллегам.

- У нас есть общий термин – дополнительное образование, которое, кстати,  может быть и неформальным и формальным…  В течение предстоящих двух лет будут вноситься изменения в существующий Кодекс об образовании. Этот отрезок времени – наш шанс повлиять на будущее всего сегмента!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно