16037

Нужны ли Беларуси профессиональные лоббисты?

№ 26 от 25 июня 2014 года 25/06/2014

 

А в России таких специалистов уже готовят ведущие вузы страны, например, Высшая школа государственного администрирования МГУ, МГИМО МИД РФ, Финансовая академия при Правительстве.

В свете подготовки закона о государственно-частном партнерстве, заявлений о необходимости цивилизованного диалога государства и общества стоит рассмотреть актуальность данных специалистов и для Беларуси.

Кто это такие?

GR(Government Relations)-специалисты, или лоббисты, – это квалифицированные посредники, которые на профессиональном языке могут довести позиции различных коммерческих и общественных структур до органов государственной власти с целью принятия определенного решения. По словам Вячеслава ЕВСЕЕВА, преподавателя Высшей школы государственного администрирования МГУ, «лоббисты, грамотно действующие в различных отраслях экономики, снижают уровень коррупции в конкретном органе власти». Говоря простым языком – это цивилизованная альтернатива конвертам и баням.  «Профессиональные лоббисты в основном ходят не в банях, а на различного рода заседания, чтобы как можно чаще взаимодействовать с чиновником, профильным для заказчика, иметь к нему доступ, - поясняет Павел ТОЛСТЫХ, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. - Лоббисты – люди, которые знают, каким образом принимаются профессиональные политические решения, как грамотно составлять письма, знают юридические законы и права, внутреннюю кухню принятия решения, распределение обязанностей и т.д. Именно поэтому они эффективны».

То есть умение дать взятку не относится к необходимым компетенциям таких специалистов. К ним предъявляют совсем иные требования. GR-специалисту  полезно иметь образование в области юриспруденции, чтобы ориентироваться в законодательстве, оценивать его влияние на работу компании, грамотно формировать юридическую позицию для влияния на законодательный процесс; в политологии или государственном и муниципальном управлении, в менеджменте, в прикладной психологии, поскольку от его коммуникативных навыков зависит многое.

Где востребованы?

Сегодня в крупных компаниях, как правило, созданы департаменты по связям с госорганами. GR-специалисты, являясь штатными работниками корпораций, получают зарплату и соответствующие бонусы. В России, к примеру, такие департаменты созданы во всех крупных корпорациях нефтегазовой, металлургической, телекоммуникационной, табачной, пивной, фармацевтической, машиностроительной отраслей. Но, как отмечают эксперты российских кадровых агентств, если раньше GR-специалиста можно было встретить только в крупной компании, то сейчас и средние фирмы вводят у себя эту должность. Например, на сайте HeadHunter вакансий специалиста по связям с властью размещено почти в полтора раза больше, чем резюме. Поскольку в РФ, в отличие от многих стран, нет еще федерального закона о лоббистской деятельности, то суммы гонораров специалистов за удачное лоббирование неизвестны. Но сведения о зарплатах доступны. По словам Павла Толстых,  рядовой сотрудник получает порядка 100 тыс. рублей (30 млн бел. руб.) в месяц + бонусы за удачно проведенные лоббистские кампании; специалисты среднего уровня получают порядка 200 тыс. (60 млн бел. руб.), верхний уровень менеджеров GR - порядка 20 тыс. долларов в месяц без бонусов. На самом высшем уровне - когда в крупную промышленную группу берут бывших чиновника, замминистра, председателя комитета Госдумы, члена правительства, - зарплата таких специалистов может достигать миллиона долларов в год и больше.

Но для общества более интересен опыт других стран, где основным заказчиком лоббистов является не только бизнес, но общественные организации, которые нанимают профессионалов для продвижения идей «низов» наверх.

 

КОММЕНТАРИЙ

preyЕвгений ПРЕЙГЕРМАН, директор по исследованиям ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный  клуб»:

- На мой взгляд, готовить таких специалистов имеет смысл при наличии трех условий. Во-первых, правительство и бизнес должны видеть друг в друге равных и надежных партнеров, должны доверять друг другу. В Беларуси этого, к сожалению, пока нет. Многолетний ход подготовки закона о государственно-частном партнерстве скорее лишь подтверждает, что белорусские власти не готовы на равных разговаривать с бизнесом и даже не понимают, зачем это нужно. Бизнес в своем большинстве тоже относится к правительству с недоверием. Во-вторых, система принятия государственных решений должна быть понятной и транспарентной, чтобы официально действующие лоббисты могли, не нарушая законы, продвигать интересы своих компаний в органах госуправления. В Беларуси же мы часто наблюдаем, что решения принимаются нередко в обход каких-то понятных, установленных законом процедур. В такой ситуации и лоббисты в конечном итоге будут вынуждены действовать вне рамок правового поля. А это уже преступление. Наконец, система высшего образования должна быть в тесной связке с рынком труда и быстро реагировать на самые последние тенденции на нем. У нас, к сожалению, между системой образования и рынком труда существует значительный разрыв: многие кафедры вузов в Беларуси работают по программам, которые ориентированы скорее на рынок труда позднего СССР, чем современной Беларуси. Таким образом, по моему мнению, Беларусь пока не готова к тому, чтобы развивать это профессиональное направление. Лоббизм в нашей стране, безусловно, есть, но он работает по таким правилам, которым в университете не научат.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно