2824

Четвертое поколение. Как побудить молодежь не забывать историю?

№ 47 от 17 ноября 2015 года 17/11/2015

КОММЕНТАРИЙ

Пресс-секретарь Министерства образования Беларуси Юлия ВАНИНА рассказала «АиФ», что в белорусских школах активизирована работа музеев учреждений образования (среди 1500 школьных музеев 256 - боевой славы, 12 - мемориальных) и подготовка учащихся-экскурсоводов, которые должны уметь проводить экскурсии с помощью мини-выставок. «На учащихся большое воспитательное воздействие оказывает работа по оформлению музейных экспозиций, пополнению фондов, встречи с участниками событий, материалы о которых представлены в экспозициях, - отметила Юлия Ванина. - В стенах музеев проводятся «уроки мужества», семинары, встречи с ветеранами, что делает исторический материал интереснее и нагляднее для учащихся. Все более популярными становятся виртуальные музеи, а также проведение туристических походов учащихся по местам боевой славы. Руководителями музеев организована работа учащихся по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристических походов и краеведческих экспедиций на местах, где проходили военные события и было развернуто партизанское движение. Благодаря переписке учащихся с очевидцами войны и их родственниками стали известны героические судьбы многих подпольщиков, фронтовиков, партизан».

И правда: современным мальчишкам и девчонкам сложно понять разговоры взрослых о дефиците, перестройке, зарплате в 10 долларов и уж тем более нелегко и непонятно выслушивать воспоминания почтенных членов семейства о военном лихолетье и послевоенном голоде («Бабушка, ну как такое может быть, чтобы в Минске разбомбили все дома и вам вообще нечего было есть?»). Тот же Лешка, прочитав в Интернете, сколько можно выручить за ветеранские награды, не понимает, почему в его семье, несмотря на возможность быстрого улучшения материального положения, военная медаль прадеда неприкосновенна при любых колебаниях курса доллара.

Извечная проблема отцов и детей - они говорят на разных языках. И нам, взрослым, чтобы не упустить молодое поколение, нужно найти нужные слова, чтобы заинтересовать их нашей историей. Но как побудить задуматься? Как сделать так, чтобы они знали о войне и передавали эти знания своим потомкам?..

Правильно подготовить

Большую работу по сохранению культуры памяти Второй мировой войны проводит Историческая мастерская имени Леонида Левина в Минске: здесь проходят семинары для учителей и преподавателей, направленные на повышение профессиональной квалификации. В частности, в ближайшее время планируется рассмотреть методику исследования истории преступлений во времена национал-социализма, привлечения учеников к изучению темы Холокоста, роль свидетелей в исследовании этой темы, подготовку школьных классов к посещению мемориалов и музеев. Последний пункт особенно важен, ведь детям, прежде чем вести их в музей, необходимо объяснить, зачем они туда идут.

Мы похожи

- В Беларуси, как и в Германии, выросло уже четвертое поколение, которое не знает ужасов военного времени, - рассказала «АиФ» историк Татьяна ВАЙТУЛЕВИЧ. - Немцы, поняв, что некоторой части молодежи не близки идея коллективной ответственности и тема войны, начали искать новые формы работы, чтобы заинтересовать подрастающее поколение. Например, сегодня очень популярны интерактивный театр, квесты по поиску в городе мест, связанных с военными событиями, мобильные приложения и др.». Сама Татьяна Вайтулевич сотрудничает с учреждениями образования и в перспективе планирует осуществить образовательный проект для белорусских школьников, который позволил бы им напрямую общаться с людьми, которые во время войны были заняты на принудительных работах.

«Считаю, что опыт Германии уникален: преподаватели, работники музеев поощряют учащихся задавать любые неудобные вопросы и, читая историческую литературу, сомневаться в источниках и вырабатывать собственную точку зрения о полученной информации», - отметила историк.

47-06-2

Побудить думать

Интересным опытом работы с молодежью поделилась с «АиФ» историк, славист, куратор выставок Кристиане ЯНЕКЕ, которая активно сотрудничает с белорусскими музеями при поиске экспонатов для проводимых за пределами страны выставок. Первое, на что историк обратила внимание: посетителям не удастся просто «поприсутствовать» в музее, как на лекции, потому что главная цель - чтобы они начали думать, в идеале - задавали вопросы и дискутировали. «Кроме того, в музеях есть отделы, сотрудничающие со школами, которые узнают у преподавателей, какие темы им интересны, какие экспозиции и выставки они хотят задействовать для своих уроков, помогают им с поиском необходимых для работы материалов. У педагогов есть возможность прийти с учениками в любой музей и там провести для них экскурсию, после этого проходит обсуждение увиденного - так называемые уроки по культуре памяти. Наша цель - объяснить молодежи, почему мы не имеем права забывать о событиях Второй мировой войны и своем прошлом».

Золотые слова. Забвение - путь в никуда. Забвение приводит к повторению истории…

47-06-3

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно