Авиакомпании Объединённых Арабских Эмиратов славятся роскошью и комфортом: новые лайнеры, дорогие салоны, пассажиров обслуживают как королей. На условиях анонимности стюардесса арабских авиалиний рассказала "АиФ", что стоит за таким сервисом.
Почему с ней работает так много сотрудников разных национальностей? Как попасть на такую работу? И что такое первый класс в Эмиратах?
«Не национальность, а носитель языка»
Вопрос, который часто задают пассажиры арабских авиалиний: почему среди стюардесс так много представителей разных национальностей?
«Авиакомпания приглашает на работу не только из-за внешности. Часто выбирают носителей языка конкретной страны, — объясняет бортпроводница. — Допустим, запускают рейсы в государство, которого раньше не было в полетном графике. Обязательное условие — на каждом борту должен быть человек, в совершенстве знающий язык этой страны. Сейчас в нашей авиакомпании трудятся представители 170 разных народностей. Кстати, обсуждение национальностей, темы расизма и религии в самолете — табу. Это строгое правило, касающееся всех членов экипажа».
Причина, по которой ищут носителей языка, — конечно, подстраховка на случай ЧП. Чтобы пассажирам можно было быстро, легко и доступно объяснить на их родном языке, как действовать в той или иной ситуации. Команды дублируются на арабском, английском и местном языках той страны, куда совершается полет.
«Но это не обязательно должен быть человек, который там родился, — объясняет она. — Если русская девушка, например, указала в своем резюме, что много лет прожила в Танзании и владеет в совершенстве суахили, ее могут поставить на рейс в Африку как носителя языка».
Официальный язык на борту — английский. Его обязаны знать все. Между собой сотрудники могут разговаривать только на английском. Если кто-то из пассажиров сделает замечание, например, что две стюардессы общаются по-русски, то ситуацию неизбежно будут разбирать.
Особенности национальной работы
Чем именно арабские авиалинии отличаются от других компаний? Например, наличием первого класса: «В российских компаниях обычно только эконом и бизнес-класс. Первый класс роскошнее. В салоне располагаются не более десяти пассажиров. На каждом борту есть свой шеф-повар, который готовит блюда по заказу клиентов. Повар берет с собой как полуфабрикаты, так и готовые продукты. Он может по требованию, к примеру, зажарить стейк или потушить рыбу. Стюарды знают всех пассажиров первого класса по именам».
Питание на борту в любом классе — только халяль. Выбор блюд есть, но свинины нет никогда и ни в каком виде. Нет также субпродуктов из свинины. Алкоголь недопустим в соусах и подливах. Отдельно спиртное заказать можно.
В некоторых авиакомпаниях перед техникой безопасности включают молитву на арабском языке. Суть ее — пожелание доброго пути. Бывает, что пассажиры просят объяснить, для чего это, если слышат ее впервые. Стюардессы не демонстрируют технику безопасности, как в других авиакомпаниях: туристы смотрят ее с экранов, бортпроводники лишь показывают, где аварийные выходы.
«Система в Эмиратах иерархична, — говорит стюардесса. — Например, при заселении на отдых в отеле сначала заселяется командир корабля, потом его зам, следом старший бортпроводник, потом все стюардессы. Если девушки в дружеских отношениях с одним из капитанов, все равно нарушать иерархию нельзя: второй пилот может оскорбиться».
При приеме на работу все претенденты подписывают согласие разливать спиртные напитки. Потому что в Рамазан в исламе это считается грехом. Но бортпроводник должен заранее подтвердить готовность угощать алкоголем пассажиров безо всяких отговорок.
Летают стюардессы до 50 лет: это возраст выхода на пенсию. Но ее получают только гражданки ОАЭ. На земле можно работать до 60 лет.
«Доплачивать стюардессе, чтобы пересадила, например, членов семьи рядом, нельзя — ни за какие вознаграждения бортпроводники не согласятся и взять посылочку в другую страну, — объясняет бортпроводница. — Узнают об этом — сразу уволят. А рисковать такой высокооплачиваемой работой никто из нас не будет. С борта нам ничего нельзя брать в личное пользование — ни ручку, ни воду, ни крем — это табу».
«Обязана быть замужем»
Если стюардесса узнает о своей беременности, она сразу сообщает руководству, и ее отстраняют от полетов из-за заботы о ее здоровье. При наличии работы на земле переводят на нее, при отсутствии — платят некоторую сумму вроде оклада. Но всеми прочими благами компании девушка продолжает пользоваться, например бассейном и жильем от авиакомпании.
«Стюардесса обязана быть замужем, если ждет ребенка. Страна мусульманская, правила и законы соответствуют», — уточняет наша собеседница.
Декрет длится совсем недолго. Раньше это было всего 45 дней. Сейчас ситуация немного изменилась.
Наша собеседница не называет сумму вознаграждения бортпроводников, ссылаясь на существенную разницу в оплате труда разных сотрудников. Согласно открытым данным авиакомпании, она начинается с $3000.
«Слабое звено»
По словам стюардессы, «болеть желательно не более 15 дней в году». Если сотрудник берет больничный лист чаще, это нехорошо. Ежегодно делается анализ работы каждого (review), и, если несколько раз подряд ревью неудовлетворительное, с сотрудником прощаются.
«Случайным образом выбирают тех, кто проходит тесты на алкоголь и наркотические средства, — рассказывает бортпроводница. — Если по анализам мочи или дыханию в трубочку что-то находят — увольняют на месте».
«За нашим внешним видом следят. Заходишь на брифинг — сразу все могут проверить, — говорит девушка. — Лак, прическа, колготки, дополнительная форма в чемодане, туфли в прилежном состоянии. Разрешено одно кольцо, никаких других украшений нельзя. Проверяют не всех, также рандомно. Физическая форма не измеряется сантиметрами, но должно быть здоровое соотношение роста и веса».
Как попасть на работу мечты?
Оказывается, устроиться на работу в арабские авиалинии сложно, но можно.
«Чтобы попасть в компанию, нужно пройти собеседование, подать заявку можно онлайн, — рассказывает стюардесса. — Набор ведется или в Эмиратах, или на выездных мероприятиях. Раньше были дни открытых дверей, куда приглашали желающих получить эту работу. Когда открывают новое направление, делают набор носителей языка конкретно этой страны. Если много русских городов — будут набирать русскоговорящих. Например, устроят собеседование в Москве».
Перед работой нужно брать в полиции доказательство того, что не замечен в криминале. Стюард или стюардесса (а юношей, по статистике, на этой работе гораздо меньше, процентов 20 от общего числа) обязаны уметь плавать, быть выше 160 сантиметров и старше 21 года.
«Еще обязательны прививки от гепатита В и С, туберкулеза, желтой лихорадки, менингита и тифа, — напоминает бортпроводница. — А теперь рекомендуют делать еще и прививку от COVID».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть