Авиакомпании Объединённых Арабских Эмиратов славятся роскошью и комфортом: новые лайнеры, дорогие салоны, пассажиров обслуживают как королей. На условиях анонимности стюардесса арабских авиалиний рассказала "АиФ", что стоит за таким сервисом.
Почему с ней работает так много сотрудников разных национальностей? Как попасть на такую работу? И что такое первый класс в Эмиратах?
«Не национальность, а носитель языка»
Вопрос, который часто задают пассажиры арабских авиалиний: почему среди стюардесс так много представителей разных национальностей?
«Авиакомпания приглашает на работу не только из-за внешности. Часто выбирают носителей языка конкретной страны, — объясняет бортпроводница. — Допустим, запускают рейсы в государство, которого раньше не было в полетном графике. Обязательное условие — на каждом борту должен быть человек, в совершенстве знающий язык этой страны. Сейчас в нашей авиакомпании трудятся представители 170 разных народностей. Кстати, обсуждение национальностей, темы расизма и религии в самолете — табу. Это строгое правило, касающееся всех членов экипажа».
Причина, по которой ищут носителей языка, — конечно, подстраховка на случай ЧП. Чтобы пассажирам можно было быстро, легко и доступно объяснить на их родном языке, как действовать в той или иной ситуации. Команды дублируются на арабском, английском и местном языках той страны, куда совершается полет.
«Но это не обязательно должен быть человек, который там родился, — объясняет она. — Если русская девушка, например, указала в своем резюме, что много лет прожила в Танзании и владеет в совершенстве суахили, ее могут поставить на рейс в Африку как носителя языка».
Официальный язык на борту — английский. Его обязаны знать все. Между собой сотрудники могут разговаривать только на английском. Если кто-то из пассажиров сделает замечание, например, что две стюардессы общаются по-русски, то ситуацию неизбежно будут разбирать.
Особенности национальной работы
Чем именно арабские авиалинии отличаются от других компаний? Например, наличием первого класса: «В российских компаниях обычно только эконом и бизнес-класс. Первый класс роскошнее. В салоне располагаются не более десяти пассажиров. На каждом борту есть свой шеф-повар, который готовит блюда по заказу клиентов. Повар берет с собой как полуфабрикаты, так и готовые продукты. Он может по требованию, к примеру, зажарить стейк или потушить рыбу. Стюарды знают всех пассажиров первого класса по именам».
Питание на борту в любом классе — только халяль. Выбор блюд есть, но свинины нет никогда и ни в каком виде. Нет также субпродуктов из свинины. Алкоголь недопустим в соусах и подливах. Отдельно спиртное заказать можно.
В некоторых авиакомпаниях перед техникой безопасности включают молитву на арабском языке. Суть ее — пожелание доброго пути. Бывает, что пассажиры просят объяснить, для чего это, если слышат ее впервые. Стюардессы не демонстрируют технику безопасности, как в других авиакомпаниях: туристы смотрят ее с экранов, бортпроводники лишь показывают, где аварийные выходы.
«Система в Эмиратах иерархична, — говорит стюардесса. — Например, при заселении на отдых в отеле сначала заселяется командир корабля, потом его зам, следом старший бортпроводник, потом все стюардессы. Если девушки в дружеских отношениях с одним из капитанов, все равно нарушать иерархию нельзя: второй пилот может оскорбиться».
При приеме на работу все претенденты подписывают согласие разливать спиртные напитки. Потому что в Рамазан в исламе это считается грехом. Но бортпроводник должен заранее подтвердить готовность угощать алкоголем пассажиров безо всяких отговорок.
Летают стюардессы до 50 лет: это возраст выхода на пенсию. Но ее получают только гражданки ОАЭ. На земле можно работать до 60 лет.
«Доплачивать стюардессе, чтобы пересадила, например, членов семьи рядом, нельзя — ни за какие вознаграждения бортпроводники не согласятся и взять посылочку в другую страну, — объясняет бортпроводница. — Узнают об этом — сразу уволят. А рисковать такой высокооплачиваемой работой никто из нас не будет. С борта нам ничего нельзя брать в личное пользование — ни ручку, ни воду, ни крем — это табу».
«Обязана быть замужем»
Если стюардесса узнает о своей беременности, она сразу сообщает руководству, и ее отстраняют от полетов из-за заботы о ее здоровье. При наличии работы на земле переводят на нее, при отсутствии — платят некоторую сумму вроде оклада. Но всеми прочими благами компании девушка продолжает пользоваться, например бассейном и жильем от авиакомпании.
«Стюардесса обязана быть замужем, если ждет ребенка. Страна мусульманская, правила и законы соответствуют», — уточняет наша собеседница.
Декрет длится совсем недолго. Раньше это было всего 45 дней. Сейчас ситуация немного изменилась.
Наша собеседница не называет сумму вознаграждения бортпроводников, ссылаясь на существенную разницу в оплате труда разных сотрудников. Согласно открытым данным авиакомпании, она начинается с $3000.
«Слабое звено»
По словам стюардессы, «болеть желательно не более 15 дней в году». Если сотрудник берет больничный лист чаще, это нехорошо. Ежегодно делается анализ работы каждого (review), и, если несколько раз подряд ревью неудовлетворительное, с сотрудником прощаются.
«Случайным образом выбирают тех, кто проходит тесты на алкоголь и наркотические средства, — рассказывает бортпроводница. — Если по анализам мочи или дыханию в трубочку что-то находят — увольняют на месте».
«За нашим внешним видом следят. Заходишь на брифинг — сразу все могут проверить, — говорит девушка. — Лак, прическа, колготки, дополнительная форма в чемодане, туфли в прилежном состоянии. Разрешено одно кольцо, никаких других украшений нельзя. Проверяют не всех, также рандомно. Физическая форма не измеряется сантиметрами, но должно быть здоровое соотношение роста и веса».
Как попасть на работу мечты?
Оказывается, устроиться на работу в арабские авиалинии сложно, но можно.
«Чтобы попасть в компанию, нужно пройти собеседование, подать заявку можно онлайн, — рассказывает стюардесса. — Набор ведется или в Эмиратах, или на выездных мероприятиях. Раньше были дни открытых дверей, куда приглашали желающих получить эту работу. Когда открывают новое направление, делают набор носителей языка конкретно этой страны. Если много русских городов — будут набирать русскоговорящих. Например, устроят собеседование в Москве».
Перед работой нужно брать в полиции доказательство того, что не замечен в криминале. Стюард или стюардесса (а юношей, по статистике, на этой работе гораздо меньше, процентов 20 от общего числа) обязаны уметь плавать, быть выше 160 сантиметров и старше 21 года.
«Еще обязательны прививки от гепатита В и С, туберкулеза, желтой лихорадки, менингита и тифа, — напоминает бортпроводница. — А теперь рекомендуют делать еще и прививку от COVID».
Какие вакансии на "удаленке" стали самыми высокооплачиваемыми в 2021 году?
Вторая пассажирская авиакомпания может начать работу в Беларуси в I квартале 2016 года
…Как быть, если наниматель не хочет отпускать на новую высокооплачиваемую работу?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть