Известный белорусский театральный критик Людмила ГРОМЫКО считает:
- Мне кажется, что мы залюбили свой театр до смерти. Обидно: вокруг происходит много ярких событий, а мы будто живем в своем замкнутом пространстве, изолированно от остального мира. О достаточно сложной ситуации в нашем театре можно судить по дискуссиям, проходящим в последнее время. Они сводятся к проблемам финансирования или к тому, какое количество комедий можно поставить в репертуарной афише, чтобы не разрушить театр окончательно…
Благодаря театральному форуму «ТЕАРТ» мы можем увидеть лучшие достижения театрального искусства. Это приносит неоценимую пользу нашему, белорусскому театру. Прежде всего, помогает преодолеть сопротивление: не позволяет и далее вариться в собственном соку и утверждать, что не нужны нам эти «някрошюсы и коршуновасы». Мол, мы со второкурсниками сами сделаем что-то подобное. А потом оказывается - нет, не можем. И режиссеры начинают уже с большим вниманием смотреть шедевры - лучшие спектакли мира в афише «ТЕАРТа».
Анализируя сложную ситуацию в белорусской театральной среде, критик обратила внимание на иждивенческую позицию молодых режиссеров, отсутствие инициативы:
- С одной стороны, это может быть связано с тем, что режиссерская школа как таковая сегодня в Беларуси разрушена, ее не существует. С другой стороны, почему-то не используются имеющиеся возможности. Допустим, в разных театрах бездействуют малые сцены. Не всегда творческий акт может быть вознагражден - что-то можно сделать по собственной инициативе, особенно когда актеры и режиссеры застаиваются. Но стоит вселенский плач: «Нам не дают!» Хотя, я уверена, внутри театров эта ситуация преодолима, какими бы консервативными ни были руководители, которые якобы не пускают. Сцена Академии искусств, которая сейчас на ремонте, тоже пустовала, и там ничего не происходило.
Иждивенческие настроения на уровне театрального мышления надо преодолевать. В Москве молодые режиссеры ищут, добиваются, рыщут, как голодные волки, и никого ни в чем не обвиняют, ни у кого ничего не просят. У нас же говорят: «Нам не дают! Мы бедные, убогие! Все вокруг плохие!» Нужно менять свое позиционирование в профессии, и «ТЕАРТ» может в этом помочь.
Кто пишет о театре?
- С освещением театрального процесса в Беларуси тоже сложная ситуация, - продолжает Людмила Громыко. - Катастрофически уменьшилось количество людей, умеющих профессионально разбирать спектакли. Если раньше можно было говорить о нескольких десятках мыслящих профессионалов, то сегодня их можно пересчитать по пальцам одной руки. Также если раньше колонки с театральными рецензиями и обзорами были престижными для любой уважающей себя газеты, то сейчас в большинстве изданий статья о театральном событии сводится к анонсу спектаклей.
У российского театра есть свои проблемы и свой положительный опыт. Театральный критик Дмитрий РЕНАНСКИЙ из Санкт-Петербурга приводит пример: сегодня в театр приходит целое поколение режиссеров и актеров, взращенное на театральных фестивалях:
- Мне кажется, что в Беларуси в этом смысле выигрышная ситуация, потому что у вас есть «ТЕАРТ», которому по подбору спектаклей могли бы позавидовать многие российские форумы.
Сколько стоит?
- Что касается финансовой составляющей, то в Европе ситуация гораздо хуже, чем на постсоветском пространстве, потому что у нас деньги хотя бы можно найти, - говорит Дмитрий Ренанский, приводя пример Чеховского фестиваля, на проведение которого в свое время мэр Москвы Юрий Лужков выделил рекордную сумму. - В России режиссеры уже поняли: если сами не обеспечат себе творческий процесс, они никому не будут нужны. Хочешь оставаться в профессии - взращивай свой садик сам.
Людмила Громыко добавила:
- В Европе театры и фестивали финансируются в следующем соотношении: 20% выделяет государство, а 80% добывают самостоятельно. При этом проблемы решаются, удается удивить публику и развиваться дальше. У нас наоборот - государство выделяет 80%, а 20% нужно искать. И мне кажется, что это самостоятельный поиск денег - одно из условий существования современного театрального искусства.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть