Столица пересекла критическую черту: количество единиц легкового транспорта личного пользования превысило общее число всех остальных транспортных средств - сейчас в Минске порядка 600 000 автомобилей, из них постоянно используются 75%. Руководитель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейров на дороге Юрий ВАЖНИК объяснил выгодность использования легкового автомобиля в Беларуси:
- Подсчитано, что при среднем расстоянии поездки 7 км и загрузке 1,8 человека личное авто наиболее доступно даже с учетом средней стоимости самого автомобиля ($10 000), страховки, бензина, эксплуатационных расходов и выигрывает в скорости и комфорте. Для примера: скорость передвижения на метро составляет 40 км/ч, на личном автомобиле - 36 км/ч, на маршрутке - 25 км/ч, на городском транспорте - 20 км/ч. Правда, расчеты выгодности пока не учитывают так называемых маргинальных затрат - расходов, связанных с ремонтом автомобиля, попавшего в ДТП, а также вреда, наносимого окружающей среде.
Выход - кооперация
Поскольку личный автотранспорт пока вне конкуренции, нужно искать рациональные подходы к его использованию. Так, во многих странах мира набирает популярность такое движение, как карпул - совместное использование автомобиля. Карпул может быть классический - разовые поездки на расстояние порядка 100 км; динамический - поездки на более короткие расстояния в пределах одного населенного пункта, которые могут включать использование других видов транспорта; регулярный - ежедневные поездки в одно и то же время по одному и тому же маршруту - на работу или на учебу.
- Карпул зародился в США во время Второй мировой войны, когда в целях экономии люди стали объединяться и использовать для поездок один автомобиль. В 1960-80 гг. в ряде стран к карпулу обратились, когда резко подорожало автомобильное топливо, - объяснил инициатор движения «карпул» в Беларуси и создатель сайта carpool.by Павел КОЗЛОВ. - Сегодня в странах Европы есть приверженцы карпула, которые другими способами не передвигаются, благо найти единомышленников не представляется сложным благодаря наличию множества сайтов и программных приложений. Белорусы пока не так активны в использовании карпула, но уже совершают совместные поездки не только внутри страны, но и за рубеж - в Москву, Вильнюс, Санкт-Петербург.
Павел Козлов обратил внимание: карпул не преследует цели извлечь прибыль, и, как правило, попутчики делят поровну только расходы на топливо. Плюсы карпула - снижение плотности трафика, заторов, вредного воздействия на окружающую среду.
Юрий Важник добавил, что некоторые компании сегодня стараются поощрять сотрудников, которые для поездок на работу используют карпул: одна столичная фирма, например, гарантирует для таких автомобилей место на стоянке около офиса.
Двухколесный друг
Безусловно, самый полезный вид транспорта для здоровья - велосипед. Правда, только если велосипедист придерживается некоторых правил: выбирать для езды нужно не оживленную дорогу (85% загрязнения воздуха обеспечивает дорожное движение), а остановки делать в 15-20 м от перекрестка, потому что во время начала движения после включения разрешающего сигнала светофора выбросы газа автотранспортом максимальны.
Более того, приобретение двухколесного друга экономически выгодно.
- Даже при использовании велосипеда только в летний сезон и поездках на 6-7 км он окупается в среднем за 18 месяцев поездок, - рассказал сотрудник энергетической программы Центра экологических решений Павел ГОРБУНОВ. - Если его владелец ранее пользовался маршруткой, то как транспортное средство велосипед окупится примерно за 8 месяцев, если личным авто - за 3 месяца.
Но пока велосипед чаще рассматривается как прогулочное средство, а использовать его ежедневно как средство передвижения мешают конфликтные ситуации, возникающие на дороге между велосипедистами, автомобилистами и пешеходами, в частности, из-за незнания элементарных Правил дорожного движения. Велосипедной инфраструктуре тоже есть куда развиваться.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть