В Европе эти машины уже не редкость. Однако оттестированная и опробованная технология пасует при встрече с отечественными реалиями. Способны ли они ужиться в условиях нашего бездорожья?
Одним из флагманов европейского рынка в области автоматизированного управления является Volvo. Автомобиль имеет систему Pilot Assist, которая продолжительное время может вести транспортное средство по трассе без участия водителя. От человека требуется только сидеть и контролировать процесс передвижения, время от времени подправляя баранкой курс. Есть похожие системы и на менее дорогих марках, таких как Volkswagen или Skoda. Они не могут часами нестись по автострадам, как Tesla, но кое-какие услуги водителю оказать в состоянии. Именно с ними и удалось пообщаться на практике, причем не в Москве и не на европейских автострадах, а в российской глубинке, где не все хорошо с дорогами и с окружающей инфраструктурой.
Отголоски будущего автопилота
Одна из самых полезных опций в новой машине — это система предупреждения об автомобилях в мертвых зонах Blind Spot Detect. Она зайдействует радарные датчики в нижней части заднего бампера, а также пользуется информацией от комплекса предупреждения смены полосности движения. Работает он таким образом. Если водитель собирается перестроиться, а в «мертвой» зоне притаился соседний автомобиль или какой-нибудь лихач собирается опередить вас справа, то управляющая электроника будет препятствовать совершению маневра. Она нагрузит электроусилитель дополнительной тяжестью и будет мешать повороту баранки, попутно сообщая водителю с помощью мигающей иконки на приборной панели, что есть риск столкновения.
Радар отслеживает цели не только сбоку, но и сзади, и будет сковывать электроусилитель до тех пор, пока в соседней полосе не образуется свободное пространство для маневра. Это удобно, так как самому не всегда удается заметить, что делается по бокам машины.
А вдруг водитель захочет вопреки предупреждениям Blind Spot Detect вклиниться в соседний поток? При необходимости человек способен продавить руль через «каменеющий» усилитель.
К примеру, нужно встроиться в правый ряд перед поворотом, а там уже несутся такси и маршрутки. Образовался карман, и за пару секунд совершается перестроение. Естественно, Blind Spot Detect будет вмешиваться и возвращать руль, однако если водитель проявит настойчивость, то можно все равно побороть электронного помощника. Даже хрупкая девушка может пересилить старания Blind Spot Detect. Электроника призвана помогать избегать неприятностей, а не создавать их. Хотя при знакомстве с другими помощниками вождению понимаешь, что, к сожалению, это получается у нее не всегда.
Есть у Skoda так называемый автоподруливатель, то есть Traffic Jam Assist, следящий за полосами движения и самостоятельно вмешивающийся в управление, если водитель отвлекся и не успевает вовремя скорректировать увод машины в сторону. Он может работать как в паре с адаптивным круиз-контролем (ACC), так и самостоятельно. К примеру, отвлекся от дороги, расслабился, полез за смартфоном, чтобы порыться в навигации, а дорога начала плавно изгибаться, и автомобиль предательски пополз с полосы. Только краем глаза заметил увод, а электроника уже мастерски скорректировала курс. Руль сам повернулся в руках, словно до него дотронулся призрак. Это нравится, но до поры до времени.
Еще Traffic Jam Assist полезен при движении по загородным трассам, на участках с волнистым асфальтом. На кочках автомобиль таскает по полосе, и приходится вмешиваться, чтобы компенсировать рысканья. Помощник умеет делать это самостоятельно. Чувствуешь, как руль оживает в руках и выставляет машину на прежнюю траекторию.
Глюки и ошибки
А теперь о недостатках. Если разметка нарисована идеально, отлично выделяется на фоне серого асфальта и хорошо просматривается камерой, то помощник работает неплохо. Traffic Jam Assist способен иногда держаться в полосах даже без всякой разметки, ориентируясь по продольным трещинам между полосами дороги. Но это в Европе, а у нас в стране дороги обескураживают умный искусственный интеллект, и он теряется от нелогичности увиденного.
К примеру, едет автомобиль по региональной двухполосной трассе без разметки. Помощник отключен и никак себя не проявляет. Вдруг на дороге появляются грязные следы от грузовиков, ровные подтеки масла или следы шин, которые компьютер по какой-то причине принимает за полосы разметки. От увиденного у искусственного интеллекта начинается когнитивный диссонанс, он тут же подключается и пытается спасти автомобиль, подправив его траекторию движения. Причем почему-то он самоубийственно тянется на середину дороги, где ездит встречный транспорт. В общем, хватаешься за непослушный руль и стараешься сдержать его на месте. Становится реально страшно, когда искусственный интеллект вдруг начинает клонить машину прямо в лоб магистральному тягачу, едущему навстречу...
Еще один глюк на наших дорогах был замечен на небольших региональных трассах в Тверской области. ГОСТ допускает нанесение разметки без разделительной белой линии, только по краям дороги. Однако программа подобных правил не знает. Две полосы на любой дороге для чешско-немецкого искусственного интеллекта — это полоса движения в одну сторону. Поэтому компьютер старается выставить Skoda Superb ровно посередине полосы. Чуть отвлекся, а автомобиль уже выползает на середину трассы и летит между полос движения. Приходится лезть в дебри меню и отключать Traffic Jam Assist.
В общем, искусственный интеллект, насколько бы хорошим он ни был, требует идеальной дорожной инфраструктуры. У нас ее нет, и помощники превращаются в обузу. Сейчас электронные системы продаются как игрушки, которые отчасти демонстрируют величие будущих технологий. Однако при всех усилиях инженеров они не достигли еще и десятой части обещанного функционала. Срабатывание через раз, частые отключения и ошибки в очевидных местах трасс требуют от водителя контроля не только за дорогой, но и за искусственным интеллектом. И эта дополнительная обуза утомляет. Описанная картина наблюдается не только в концерне Volkswagen или в составляющих его брендах, таких как Skoda, но в целом по отрасли. Искусственный интеллект ошибается у многих производителей, и пока еще рано доверяться ему как полноценному водителю.

Добрые помощники. Какие новые мошенничества появились на дороге?
Почему осенью нужно лить в бак автомобиля водку или спирт?
Нужно ли выключать кондиционер перед обгонами?
Можно ли объезжать автобус на остановке через сплошную?
Как продлить жизнь тормозным колодкам?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть