4462

Апокалипсис балета. «На смену мэтрам приходит генерация циников»

№ 15 от 10 апреля 2013 года 10/04/2013
ДОСЬЕ

Борис Яковлевич Эйфман (род. 22 июля 1946, Рубцовск Алтайского края) — российский хореограф, балетмейстер, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета Бориса Эйфмана. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), Народный артист России (1995), лауреат Государственной премии России (1998).

В 1977 году Эйфману удалось создать собственный театр «Новый балет» при Ленконцерте, который уже в 1990-е годы был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана, и которым он руководит по сей день.

- Если говорить о том, какое произведение искусства поразило меня больше всего за последнее время, было бы правильным назвать именно одноименный великий роман Достоевского. Это титаническое произведение не дает мне покоя на протяжении нескольких десятилетий. Я надеюсь, что новое пластическое осмысление текста Достоевского позволило мне приблизиться к тем тайнам бытия человеческого духа, над которыми бились герои романа и сам писатель.

О публике

- Балетный спектакль – это, прежде всего акт духовного общения и установления эмоциональной связи между артистами на сцене и зрительным залом. Не думаю, что ему в обязательном порядке должна предшествовать подготовка публики. На своих спектаклях мы рады каждому, кто способен открыть свое сердце нашему искусству. Я никогда не делю зрителей по географическому признаку. Мы с одинаковым удовольствием показываем наши балеты и в Петербурге, и в Минске, и в других городах мира.

Об артистах своей труппы

- Танцовщик моей труппы должен обладать яркой внешностью, безупречной технической подготовкой, а также особым психоэмоциональным складом, который позволил бы ему органично чувствовать себя в нашем репертуаре. Все просто, и никаких предубеждений здесь быть не может.
Я всегда готов попробовать поработать с артистом, который не достиг больших высот, танцуя в классической труппе, но при этом демонстрирует наличие сценической индивидуальности, хорошую обучаемость и интерес к новым хореографическим формам.

О современном балете

- С одной стороны, в современном балетном искусстве возрастает значение техники. Пластический рисунок становится более агрессивным, динамичным, изломанным. И это уже не столько особенности развития танца как такового, сколько примета нашей эпохи в целом, ее атмосферы, духа. В то же время, никакие стилистические нюансы или технологические новшества не в силах вытеснить духовную составляющую балета на второй план. Ведь хореографическое искусство всецело обращено к внутреннему миру людей.

О преемниках

- Это больной вопрос для меня. Я не вижу ни преемников себе, ни тех молодых мастеров, которые были бы способны стать новыми лидерами балетного мира. Почему так происходит – вопрос не ко мне. Учебные заведения сотнями выпускают хореографов, на их обучение тратятся немалые деньги. Но назовете ли вы сегодня имена тех, кто способен продолжить и развить великие традиции прошлого? На смену мэтрам, поколению служителей Терпсихоры приходит генерация циников. Мы стремительно приближаемся к балетному апокалипсису. Надеюсь, что именно Академия танца сможет стать убедительной антитезой этим негативным процессам.

О личном становлении

- Не могу сказать, что родные или друзья активно способствовали моему приобщению к миру танца. Скорее, я стал хореографом не благодаря обстоятельствам, но вопреки им, уже в довольно раннем возрасте, четко осознав свою жизненную миссию. Для окружающих в то время желание мальчика заниматься балетом, а не стать, к примеру, физиком или врачом, выглядело довольно странным.

В подростковом возрасте я начал вести дневник, в нем были довольно нескромные формулировки и оценки моей деятельности. Юности свойственна заносчивость. Но дело не в этом. Знаете, в жизни я видел немало печальных примеров того, как довольно одаренные люди мучились от невозможности обрести себя, найти свой путь. Это действительно драма – когда таланты пропадают впустую. Я в данном отношений счастливый человек: судьба не просто послала мне дар, но и помогла вовремя распознать его в самом себе. Как именно это произошло, не знаю. Очевидно, тут надо говорить о фатуме, провидении. Такова моя творческая и личностная природа. Но хочу заметить, что Божий дар, которым я обладаю, не только дает мне широкие возможности для самореализации, но и накладывает самую серьезную ответственность, подчиняет мою жизнь безостановочному жертвенному труду.

О стилях

- Безусловно, никакой вид искусства не может полноценно существовать и развиваться, будучи сведенным к гегемонии какой-то одного стилистического направления. Культура – очень сложная многоуровневая система. Упрощение, отказ от новых художественных форм и методов вредит ей.

Разумеется, стилистический канон не должен становиться самоцелью для творца. Для меня никогда не была приоритетной ни балетная классика, ни современный танец, хотя наша хореография строится как на одном, так и на другом. Различные стили – всего лишь инструментарий в руках художника. Самое же главное – стремление с максимальной эффективностью выразить в произведениях свою творческую идентичность, уникальное видение мира. И решению этой задачи могут быть подчинены различные эстетические методы.

О личных переживаниях на сцене

- Без личного отношения, без сопереживания своему герою никакие творческие успехи невозможны. Артист должен одухотворить материал, над которым он работает, впустить все изображаемые драмы и коллизии в самые потаенные уголки своей психики. Это тяжкий, изматывающий и даже опасный труд. Но только так можно достичь чего-либо в сценическом искусстве.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно