«Давят на мозги»
— Давид Фёдорович, вы редко даёте интервью, практически не появляетесь на публике — чем и как вы живёте сейчас?
— Живу как все нормальные люди — работаю и отдыхаю. В последние годы меня интересует музыкальная драматургия, в частности оперный жанр. В этом направлении работаю сейчас.
— Вы занимаетесь музыкой с самого детства. Неужели совсем не устали от неё?
— Когда работаешь со своим материалом, естественно, тратишь много сил, энергии, но это не та усталость, которую вы имеете в виду. Устаю я от музыкального фона, который надоедает нам всем. Просто слушать, например, радиостанцию вполуха, не обращая внимания, что за музыка там звучит, у меня не получается. Я начинаю слышать и «видеть» все ноты, и мне это очень «давит на мозги». Или еще: звонишь, скажем, в какую-нибудь организацию, и, пока ждёшь ответа, вместо гудков зачем-то включают музыку.
— В одном из интервью вы сказали, что не любите работать на заказ, хотя приходилось это делать для кино, театра.
— Да-да, не люблю! Заказ ограничивает твою творческую свободу, нужно всё время помнить о том, что результат должен понравиться тому, кто «заказывает музыку».
— А очень богатые люди к вам с заказами обращались?
— Не обращались, но мне кажется, как раз к бизнесменам выстроилась небольшая очередь из композиторов, которые были бы не прочь что-то написать на заказ. А я в очередях стоять не люблю. (Смеётся.) С другой стороны, может быть, и хорошо, что таких предложений мне не поступало. Такая работа меня бы тяготила, а отказываться от неё вроде бы глупо. Наверняка за неё платят хорошие деньги.
Какие такие права?
— Кстати, о деньгах: ваши хиты звучат уже не одно десятилетие, и звучат часто. Они сделали вас богатым?
— Очень богатым я назвать себя не могу, хотя живу вполне обеспеченно. Всё, что нужно мне и моей семье, у меня есть - чтобы чувствовать себя свободным и не зависеть ни от чего, кроме здоровья. А что касается авторских отчислений на моей родине, то я не знаю, как работает эта система учёта. А уж о том, даёт ли она сбои известного характера, я и вовсе говорить не хочу.
Да, раньше проблему защиты авторских прав муссировали часто, много было разговоров о необходимости менять систему учёта и контроля. Изменилось ли что-то радикально? Нет, и предпосылок к этому я не вижу. Почему эта система должна вдруг измениться, если организации остались, по сути, прежними, да и люди, которые этим занимаются, - той же, старой формации?
Спекулянты
— Считается, что из всех видов искусств наиболее сильное влияние на человека способны оказать литература, кино, возможно, театр. А как же музыка?
— Если вы имеете в виду какую-то идеологию, моду, то музыка способна оказывать очень сильное эмоциональное воздействие на довольно большие группы людей. Она может их объединять, поддерживать определённый настрой. Другой вопрос: кто и как ею пользуется? Музыкой, конечно, можно разными способами манипулировать, в том числе и в области идеологии. В истории есть достаточно примеров, когда музыкальные произведения весьма эффективно использовались в пропагандистских и идеологических целях, пусть даже и не предназначались для этого изначально. Взять хотя бы творчество Рихарда Вагнера, которое так любил Гитлер...
— А как вам сегодняшние попытки некоторых музыкантов и исполнителей сделать своё творчество частью нынешней идеологии?
— Я не вижу сейчас какого-то чёткого пропагандистского музыкального движения. Есть мелкие спекуляции в этом плане, но я даже внимания на них не обращаю. Стараюсь не обременять себя лишней информацией, музыкальной в том числе.
— Константин Меладзе, когда его спросили, как он создает свои хиты, сказал, что чуть ли не силой усаживает себя за рояль и со вздохом: «Как же это всё надоело!» начинает сочинять.
— Ну вот, даже и позавидовать нельзя! (Смеётся.) Я его в принципе понимаю. Для меня наитие, озарение — очень редкая вещь. Просто сидишь, работаешь, ищешь... И этот процесс поисков действительно бывает мучительным. Со временем я повышаю требования к себе, поэтому работа идёт не так быстро и продуктивно, как хотелось бы. Но всё же, надеюсь, удастся осуществить все свои планы, хотя бы до следующего юбилея...
Сергей ГРАЧЕВ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть