36688

Управленцы из-за рубежа. Решат ли они наши проблемы?

№ 43 от 26 октября 2011 года 26/10/2011

Сингапур сделал впечатляющий экономический рывок благодаря масштабному приглашению высококвалифицированных кадров со всего мира. Не так давно Китай заявил о начале глобальной компании по поиску иностранных управленческих кадров в свои госкорпорации. То же самое сегодня делает Казахстан.  В России активно обсуждается идея приглашения 6 тысяч иностранных преподавателей в местные вузы. Стоит ли Беларуси работать в этом направлении? Нужно ли нам приглашать иностранных менеджеров на государственные посты для решения системных проблем страны? 

Эксперты «АиФ»: 
 05_pokladek Веслав ПОКЛАДЭК, руководитель отдела содействия торговле и инвестициям посольства Польши;
 05_medvedeva Юлия МЕДВЕДЕВА, начальник управления совершенствования организационных форм управления Министерства экономики;
 05_grynevitch Жанна ГРИНЕВИЧ, замначальника управления правовой и кадровой работы Госкомимущества;
 05_bubenko Сергей БУБЕНЬКО, замначальника управления реформирования госсобственности Фонда госимущества Госкомимущества;
 05_pyrko Ирина ПЫРКО, начальник отдела трудового законодательства юридического управления Минтруда и соцзащиты;
 05_zazeka Павел ЗАЗЕКА, консультант управления Минсоцзащиты;
 05_miksuk Юрий МИКСЮК, начальник управления высшего и среднего специального управления Минобразования;
 05_abramov Анатолий АБРАМОВ, начальник отдела повышения квалификации и переподготовки кадров Минобразования;
 05_preygerman Евгений ПРЕЙГЕРМАН, эксперт ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб».
  • “АиФ”: - Господин Покладэк, приглашала ли Польша иностранных управленцев, когда меняла модель развития?

Веслав Покладэк: - В переходный период польское правительство приглашало иностранных экспертов, но лишь в качестве советников, чтобы узнать и внедрить более эффективные модели управления. Но на этом мы и остановились. Рынок сам отработал этот вопрос. Приватизация собственности привела в страну иностранных менеджеров, и до сих пор у нас действуют предприятия с управленцами из-за границы. Польша и раньше - в 70-80 годы - имела контакты с более прогрессивными западными странами, уже тогда многие наши студенты и госслужащие проходили стажировки за рубежом, заканчивали там вузы. Они и стали той «начинкой» в управлении, которая привела к переменам. Сегодня зарубежные стажировки – это практика любого учебного заведения, без нее студент не получит диплом. И это наиболее эффективный путь - вкладывать в своих граждан, потому что иностранные управленцы могут не знать и не понимать специфику страны, что снизит их эффективность.

Надо ли приглашать иностранных управленцев в Беларусь? Этот вопрос изолирован от действительности. Для того, чтобы эффективно управлять экономикой, нужно менять систему. Я не думаю, что ваши управленческие кадры плохие. Причина – не в кадрах, а в отсутствии последовательных реформ. А если уж приглашать управленцев, то из России или Польши, то есть из стран, которые были в похожих условиях.

Мнение белорусских экспертов

Юлия Медведева: - Министерство не оставляет без внимания данную проблему. Это очень актуальный вопрос. Но здесь есть немало сложностей. Высококлассные менеджеры – это дорогостоящее удовольствие. Интерим-менеджеры или промежуточные менеджеры, которые привлекаются, скажем, в Россию, имеют зарплату не ниже 250 000 долларов в год. Готовы ли мы платить за профессиональный менеджмент такие деньги? Мне кажется, что наше общество еще не созрело в полной мере к осознанию того, что от качества управления как на микро, так и на макроуровне зависит все, и на качестве управления нельзя экономить. И это проблема всех стран с переходной экономикой. Мы пытаемся решить другие проблемы, которые кажутся наиболее насущными, и не прислушиваемся к тому же Всемирному банку, который доказал наличие прямо пропорциональной зависимости между эффективностью госуправления и уровнем социально-экономического развития. Из этого исходят и его рекомендации: качество государственного управления должно ставиться в один ряд с такими приоритетами государственной политики как преодоление бедности. Однако такого рода рекомендации остаются без должного внимания. Стоит ли делать упор на привлечении в аппарат иностранных специалистов, если свой ресурс задействован не в полной мере? В Беларуси при существующей системе мотивации в госаппарате все острее ощущается кадровый дефицит. Из-за низкого уровня оплаты труда, непропорционального соотношения мер поощрения, контроля и ответственности госслужба стремительно утрачивает свою  привлекательность. Такая проблема характерна и для менеджмента госпредприятий. Профессионалы-управленцы идут работать в частный сектор. Поэтому, наравне с идеей о привлечении кадров из-за рубежа, нужно думать, как задействовать собственный потенциал. И необходимо изменять подходы и в отечественной системе образования. Например, в целях сокращения сроков трансферта знаний и прогрессивных управленческих технологий создавать консорциумы наших ведущих вузов с глобальными университетами и международными организациями».

Евгений Прейгерман: - Я думаю, есть смысл думать о приглашении иностранных управленцев по двум причинам. Беларусь одна из наименее вовлеченных в глобализацию стран, наша ментальность изолирована, наше миропонимание в значительной степени оторвано от общецивилизационных процессов. Поэтому привлекать иностранных советников стоит в первую очередь для того, чтобы получить опыт извне. Еще это очень важно для борьбы с коррупцией. К примеру, в Беларуси много говорится о приватизации, но за последние годы все планы по приватизации реализуются очень слабо. Почему? Потому что руководители ищут из этих приватизационных процессов личную выгоду либо боятся что-то делать, опасаясь ухудшения своего положения. Здесь привлечение иностранцев может дать положительный эффект, потому что они лишены связей с предыдущей системой. В то же время даже если мы пригласим высококвалифицированного менеджера, который представит четкий план на основе новейших знаний в области менеджмента и лучшего мирового опыта в сфере системных экономических трансформаций, в наших специфических условиях принятия решений это не даст никакого эффекта. Найм иностранных специалистов - это лишь механизм, но не основополагающий вопрос в решении наших проблем.

Жанна Гриневич: - Для нас международные эксперты прежде всего важны при создании нормативно-правовой базы, которая должна быть основой для реформ и отвечать мировым стандартам. При этом, соглашусь с коллегами, мы должны иметь свои высокопрофессиональные кадры. И в этом плане стажировки белорусских специалистов,  преподавателей и студентов заграницей очень полезны. Сегодня наши студенты учат классические основы профессии,  но  не знают передовых направлений, идей, технологий. А практика требует новых подходов и идей. Поэтому нужно участвовать в обменах мнениями, семинарах, учебах и других формах обмена опытом.

Поскольку был приведен пример с приватизацией, я бы хотела отметить, что в процедуре приватизации  нет коррупционной составляющей. Процесс приватизации очень прозрачный, в этом можно убедиться, прочитав закон. Проблема в другом  – в недостатке инвесторов. В месяц мы проводим до 30 конкурсов и аукционов по приватизации объектов республиканской собственности. Других процедур в приватизации нет. Однако, уровень интереса к ним не такой высокий как хотелось бы. Директорский корпус, действительно, не всегда  заинтересован в приватизации, поскольку это может повлечь смену управленческого персонала, но это и есть дополнительный стимул работать лучше.

Сергей Бубенько: - По роду своей деятельности мне приходится общаться с директоратом наших предприятий. У нас достаточно грамотных руководителей, которые знают, как работать и работают на перспективу. Опыт показывает, что перемены к лучшему на предприятиях происходят не только со сменой собственника и не за счет привлечения иностранного управляющего, а за счет собственных кадров. То есть тут дело больше в отношении самого руководителя к выполнению поставленных перед ним задач. И на этом этапе, на мой взгляд, Беларуси стоит использовать потенциал международных советников, а не приглашать на конкретные должности иностранных управленцев, потому что последние не всегда могут ориентироваться в местной системе управления и экономики.

Трудовые ограничения

  • «АиФ»: - Есть ли у нас ограничения на найм иностранных специалистов и размер их зарплаты?

Ирина Пырко: - Привлекать иностранцев на госслужбу белорусским законодательством запрещено. Госслужащим может быть только гражданин РБ. А вот по привлечению иностранцев на государственные предприятия  запрета не установлено. Но надо учитывать, что трудовые отношения с иностранными гражданами оформляются согласно  национальному законодательству.

Павел Зазека:- В последнее время приняты нормы, которые существенно сократили госрегулирование оплаты труда. И сегодня размер гонорара тому же иностранному управленцу ограничен только финансовыми возможностями организации.

Своя элита

  • «АиФ»: - Что делается в системе образования для выращивания своих высококвалифицированных специалистов? Будет ли увеличиваться количество  международных стажировок для студентов, приглашаться иностранные преподаватели?

Юрий Миксюк: - Вопросы увеличения зарубежных стажировок поднимаются, они запланированы, мы ищем источники. Приглашаем и ведущих специалистов из-за рубежа для чтения отдельных курсов. Но речь идет лишь о десятках, так как есть сложности с оплатой их труда. Сегодня мы планируем расширять участие зарубежных преподавателей прежде всего на практикоориентированных магистерских программах. Однако это только часть мероприятий, способствующих подготовке современных специалистов. Например, вузы активно ищут взаимодействия с заказчиками кадров, чтобы погрузить учебный процесс, студентов, аспирантов, профессуру в творческую среду, передовые технологии и знания, процесс создания реальных инновационных продуктов. Здесь будущее нашей нарождающейся «фирменной» науки. И такое сотрудничество с университетами должно быть для всех чрезвычайно привлекательным. Финансовые возможности нашей системы образования и университетов ограничены и чтобы расширять их, нужно закладывать серьезные экономические преференции для тех, кто хочет вкладывать в образование. Это – стратегическое направление.

  • «АиФ»: А сколько человек проходит зарубежные стажировку в системе переподготовки кадров?

Анатолий Абрамов: - У нас 392 учреждения образования, которые осуществляют образование взрослых. В год переподготовку, повышение квалификации проходит около 500 тысяч человек. Из них на стажировку за рубеж выезжает порядка 40-50 тысяч.

Веслав Покладэк: - Без контактов ничего не будет. Это как в СССР: пока никто ничего не видел, казалось, что все хорошо. Нужно расширять границы. Но в Беларуси есть проблема с выездом ваших студентов за рубеж. При встречах с ректорами некоторых белорусских вузов я слышал от них совсем незначительные цифры по зарубежным стажировкам и не видел с их стороны особого энтузиазма по этому вопросу. Между тем, есть много фондов с миллионами евро, которые могут софинансировать зарубежные стажировки, и с небольшими затратами вы могли бы учить студентов в передовых университетах. Никто не будет делать из них шпионов. Надо убирать политику из этого вопроса. А по поводу качества управления хочу сказать, что пока не будет конкуренции между госслужащими, никто не будет повышать свою квалификацию, все будут ждать пенсии.

Евгений Прейгерман: - Могу подтвердить слова господина Покладэка. Я учился на факультете международных отношений БГУ, где на потоке было больше 100 человек. За  5 лет только пять человек выехало на какую-то длительную стажировку за границу, в том числе я. И вы не представляет, что мне это стоило,  хотя между БГУ и шведской программой, по которой я учился, заключено соглашение. В этом контексте хотелось бы обратить внимание еще вот на что.   При всех моих загранстажировках, красном дипломе и при положительных характеристиках по итогам практики в МИД, после окончания вуза туда распределили людей по принципу, где работают папа и мама. И это не мой конкретный случай. Это система. О каком качестве управления можно говорить при таком подходе?

Юрий Миксюк: - Что касается выезда за рубеж, то нет никаких ограничений. Другое дело, что время хаотичного поиска мест для стажировок прошло, и сейчас мы стараемся делать это в рамках партнерских отношений между конкретными университетами, прописывая более менее четкие условия стажировки, чтобы был контроль качества. Тысячи студентов ездят по обмену, системе грантов. Хотя, конечно, пока задачи, чтобы каждый прошел стажировку за границей, не стоит. Но возможно такой вопрос актуализируется, когда мы присоединимся к Болонскому процессу. Но тут есть еще одна проблема – возвращения студентов, специалистов из-за границы.

Веслав Покладэк: - У нас тоже не все хотели возвращаться после учебы за границей. Но мы просто сделали хорошее юридическое соглашение, и все стало нормально. Было бы желание.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно