А если фигура нестандартная, большая грудь или ноги короткие, белорусский производитель вряд ли предложит что-то стоящее. А хочется еще и по моде одеваться. Можно обратиться к художнику-модельеру, и вы сами подберете себе ткань и модель наряда. Но бытует мнение, что в Беларуси нет ни дизайнеров, ни моды, ни тем более фэшн-индустрии. Так ли это на самом деле?
Наталья ПОТКИНА, художник-модельер | |
Ольга ОСИПЕНКО, художник-модельер | |
Искуи АБАЛЯН, певица | |
Татьяна РИНЕЙСКАЯ, модель | |
Евгений ГРАБКИН, фотограф |
Мода как бизнес
- «АиФ»: – Так все-таки: существует ли в Беларуси мода и фэшн-индустрия?
Н.П.: – «Мода» и «фэшн-индустрия» – понятия очень разные. У нас много талантливых дизайнеров, модных показов, недели моды. Но сама индустрия моды у нас не сформирована. Легкая промышленность развивается, но назвать это фэшн-индустрией нельзя. Мои клиенты недовольны тем, что продается в наших магазинах.
О.О.: – Дизайнерских брендов на рынке представлено немного, но ими довольны. На наш сайт очень часто приходят от покупателей слова благодарности. Пишут и российские потребители, они больше ценят дизайнерскую работу.
И.А.: – В Беларуси существует только один вуз с направлением «художник–модельер». Как же может существовать индустрия моды? Одни платят сумасшедшие деньги, чтобы участвовать в показе в России, другие не могут себе позволить приобрести исходные ткани, чтобы реализовать свои идеи.
Н.П.: – Очень трудно убедить потенциального спонсора в том, что дизайн одежды принесет прибыль. Вкладывать средства в долгосрочный фэшн-проект очень рискованно. Через полгода может поменяться законодательство, таможенные пошлины и т.д. Очень сложно получить качественные ткани. Товар долго идет из Европы, много документации: таможенные оформления, сертификация и служба гигиены... Стоимость за килограмм – 40 евро. Поэтому дизайнеры покупают ткань в Москве. На Западе это целая индустрия: одна фирма поставляет ткани, студия занимается дизайном, третья фирма покупает право на продажу одежды. Весь успех дизайнера зависит от работы целой цепочки. Уже появляются магазины, где можно купить одежду белорусских дизайнеров, но нет фирм, которые занимались бы оптовыми продажами.
Есть товар! Где купец?
- «АиФ»: – Почему у белорусских потребителей дизайнерская одежда не пользуется популярностью?
Е.Г.: – Мне кажется, что им не с чем сравнивать. Многие зациклены на нашей легкой промышленности. В нашей стране мало представлены и зарубежные бренды для среднего потребителя с демократичной ценовой политикой.
О.О.: – У меня, в основном, белорусские покупатели. Мы работаем над линией масс-маркета, у нас демократичная ценовая политика. При этом одежда сохраняет авторский стиль. К осени разрабатывается линия прет-а-порте, которая будет предложена и российскому рынку. Нужно понимать, для какого потребителя ты работаешь. Тогда не будут возникать вопросы о платежеспособности покупателя.
- «АиФ»: – Искуи, часто ли вы слышите в сфере шоу-бизнеса, что люди одеваются у белорусских дизайнеров?
И.А.: – Я не скрываю того, что пользуюсь услугами белорусских дизайнеров. Несколько нарядов мне разрабатывала Наташа Поткина. Для моего коллектива наряды делала дизайнер Жанна Колонцова, которую я нашла на «Мамонте». Знаю, что Иван Айплатов работал со многими звездами, например, с Полиной Смоловой, Алексеем Хлестовым. Дизайнеры знают специфику работы артистов и могут подобрать наряд под образ. Хотя нужно учесть много требований звезды. Всегда хочется соответствия цены и качества. Бывает, ткань дороже и эксклюзивней дизайнерской работы.
Н.Т.: – Искуи, сейчас говорит об эксклюзивных заказах. Но ведь не каждая звезда может позволить себе повседневный дизайнерский наряд…
И.А.: – В Витебске есть магазин работ местных дизайнеров, очень популярный у белорусских звезд. Там была Елена Спиридович, Ирина Дорофеева, Инна Афанасьева, Анжелика Агурбаш т .д. В основном, это льняная одежда. У меня есть несколько вещей из этого магазина. Если меня вещь украшает и это недорого, я с удовольствием ее надену. Я не хочу тратить деньги на повседневные вещи из дорогих бутиков, лучше я куплю классную песню.
А как у них?..
- «АиФ»: – Татьяна, если сравнивать белорусскую фэшн–индустрию и европейскую, какие есть отличия?
Т.Р.: – На Западе созданы все условия, чтобы модели, фотографы, дизайнеры развивались. Там другой менталитет. Покупатели понимают и ценят дизайнерскую одежду, да и возможностей у них больше. Неделя моды намного отличается от нашей. Мне нравится участвовать в белорусских показах, и я соглашаюсь на участие не ради денег. Но бывает, что даже техническое оснащение не соответствуют нужному уровню.
Е.Г.: – Организаторы показа должны понимать, что фотографии будут использованы в работе, в Интернете, в прессе. Их будут разглядывать потенциальные клиенты. Почти на всех показах я присутствовал, и были проблемы со светом, особенно, если показ проходит в клубе.
- «АиФ»: – Организовывают ли глянцевые журналы фотосессии с использованием одежды белорусских дизайнеров?
Е.Г.: – Бывали случаи. Но чаще всего это одежда из магазинов, которые платят журналу за фотосъемку. Поэтому руководство журнала не дает свободы действий в таких фотосессиях. Когда же модные бутики отказываются платить за фотосессии, журнал обращается к дизайнеру.
- «АиФ»: – Есть ли отличия между идеями наших дизайнеров и зарубежных?
И.А.: – Меня всегда в наших дизайнерах поражает, что они используют детали, которые не создают стиля. Много оборок, много складок – эти детали только отяжеляют изделие. И носить такую одежду неудобно.
Н.П.: – В последнее время много говорят о белорусском льне. Но кроме белорусов его никто не хвалит! Новая вещь выглядит красиво, а после стирки и носки она приходит в негодность. Льняное волокно, возможно, и хорошее, но у нас нет такого оборудования, чтобы производить качественную ткань. Во всем мире сначала проходит фэшн-выставка новейших материалов, а через полгода демонстрируется на подиумах модная одежда. Чтобы она попала вовремя в магазины, коллекции готовы за полгода до начала сезона.
«Модная» промышленность
- «АиФ»: – Ольга, вы раньше работали на государственном предприятии…
О.О.: – Да, в моей жизни есть такой опыт, до основания моего бренда я работала на разных предприятиях, создавала несколько коллекций одновременно, и до сих пор я встречаю на улице людей в одежде моего дизайна.
- «АиФ»: – Не означает ли это, что предприятия не придерживаются модных тенденций и не обновляют свой ассортимент?
О.О.: – На каждом предприятии работают дизайнеры, они меньше «распиарены», скорее всего, у них нет определенных возможностей. Существует худсовет, который утверждает модели изделий для своей аудитории.
Т.Р.: – Есть предприятия, где самим дизайнерам не нравится то, что они делают. Мне довелось работать со многими швейными предприятиями в Бресте. На некоторых из них очень благосклонно относятся к идеям дизайнеров. Их могут отправить на стажировку за границу. Один из производителей белорусского белья организовывает фотосъемки своего ассортимента за рубежом. Руководство предприятия понимает, что это помогает развивать бренд.
- АиФ»: – Какие возможности есть у дизайнера, чтобы себя продвигать?
Н.П.: – Конечно, это общение со СМИ. В нашей команде есть PR-менеджеры. Во всем мире проходят недели моды, которые позволяют узнать о дизайнере не только из журналов. На показы приглашаются байеры, потенциальные покупатели, которые могут узнать о новых именах. На нашей неделе моды собираются члены Беллегпрома и залетные гости. Часто глянцевые журналы делают нарезки последних модных тенденций. В основном, это мировые бренды. Наших дизайнеров там трудно найти.
- «АиФ»: – Что вдохновляет дизайнера в работе?
О.О.: – Как-то ко мне в магазин зашла женщина лет 40-45, россиянка. Она хотела поблагодарить за мою работу, она открыла для себя белорусский дизайн. Очень вдохновляет, когда ты слышишь положительные отзывы от своих клиентов. Мы всегда открыты для общения. Мы хотим рассказывать о себе, о модных тенденциях своим покупателям.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть