29422

Рестораны: когда будут кормить вкусно и недорого?

№ 12 от 24 марта 2010 года 24/03/2010
УЧАСТНИКИ
 {joomplu:103} Валентина ДЕМИДЕНКО, консультант отдела общественного питания Министерства торговли РБ 
 {joomplu:100} Вия ШУКЕВИЧ, заведующая отделением гигиены питания Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья 
 {joomplu:102} Джузеппе КАРЛИНИ, владелец сети итальянских кафе и ресторанов в Минске, бизнесмен 
 {joomplu:101} Сергей ФЕДОРЕЦ, заместитель председателя общественного объединения «Защита потребителя» 
  • «АиФ»: - Изначально право формировать цены по своему усмотрению получили рестораны и кафе в областях Беларуси. Каковы результаты такого эксперимента?

Демиденко: - По предложению Минторга Брестский, Витебский, Могилевский и Гродненский облисполкомы приняли решение предоставить  субъектам хозяйствования  право формировать цены на основе конъюнктуры рынка. Это касалось только объектов общественного питания наценочных категорий  люкс и высшая.  Опыт работы рестораторов, которые воспользовались этим правом, показал, что цены не выросли. Бизнесменам стало выгодно закупать  отечественные пищевые продукты, которые дешевле импортных.

1 марта подписан Указ Президента № 217,  которым предусмотрено сохранение регулирования облисполкомами и Минским горисполкомом наценок и цен на продукцию, реализуемую в торговых объектах общественного питания только второй и третьей наценочных категорий. Это позволяет субъектам хозяйствования формировать цены в ресторанах, кафе, барах наценочных категорий люкс, высшая и первая с учетом конъюнктуры рынка.

  • «АиФ»: - До сих пор есть опасения, чтосвободное ценообразование  может вскружить голову бизнесменам, и вместо выгоды потребитель понесет, наоборот, еще большие расходы…

05_KS_DemidenkoДемиденко: - Такое опасение есть и у нас. Но я думаю, рестораторы нас не подведут, ведь они заинтересованы в том, чтобы люди пришли и сегодня, и завтра. Арендную плату, коммунальные платежи и зарплату персоналу нужно платить регулярно, поэтому нужен  постоянный спрос на услуги этого бизнеса. Тем более что  продукция, выпускаемая ресторанами, имеет ограниченные сроки годности.

Карлини: - Конечно, риск есть. Но за те 18 лет, что я работаю в Беларуси, конкуренция и качество этого бизнеса заметно выросли, поэтому, думаю, цены выставят приемлемые. Есть масса заведений с неплохим потенциалом для роста, но им банально не хватает денег на развитие. А со свободным ценообразованием улучшать качество гораздо проще.

  • «АиФ»: - Почему так мало кафе и ресторанов в регионах, а главное – по дороге к ним?

Демиденко: - Объектов придорожного сервиса у нас действительно пока не достаточно. Но и спроса большого на них нет - дороги не так сильно загружены. Несмотря на это, благодаря программе «Дороги Беларуси» в Беларуси ежегодно открывается около 40 придорожных кафе.

Что же касается областных центров, то по республиканским социальным стандартам на тысячу белорусов должно быть не меньше 17 общедоступных объектов питания. На практике так оно и есть (23,5 места на 1000 жителей), но и они заполняются с трудом. Видимо, наш менталитет до сих пор рассчитан на то, что кушать лучше дома и гостей приглашать туда же.

В советские времена было понятие «рациональный стандарт». Так вот он предусматривал на тысячу жителей (!) 40 мест общественного питания. Это та цифра, к которой мы должны стремиться.

05_KS_KarliniКарлини: - Лично я уже давно пытаюсь пойти в регионы, потому что в Минске стало слишком тесно. Особенно мне нравится идея открыть ресторан в деревне, поскольку белорусы все чаще стали выезжать в уикенд на природу.

Может, вы этого не замечаете, но поскольку я живу то в Беларуси, то в Италии, мне очевидно, насколько сильно Минск приближается к европейскому уровню. Единственный недостаток: все сосредоточено в центре города, а ведь полно работы в спальных районах типа Серебрянки, Чижовки и т.д.

 

 

  • «АиФ»: - Крайне много упреков наших читателей в адрес  обслуживающего персонала. Блюда иногда приносит официант с таким лицом, что кусок в горло не лезет…

Карлини: - Квалифицированный персонал - большая проблема не только для белорусских рестораторов, но и для всей сферы обслуживания. Мы предпочитаем брать людей со стороны. Выпускников белорусских учебных заведений приходится переучивать, поэтому проще брать людей с улицы и обучать с нуля.  

Демиденко: - Рестораторам хочется, чтобы выпускник, приходя на работу в ресторан, сразу работал, как опытный специалист. Но такого не бывает! В период  производственной практики учащихся на предприятиях мы их должны учить кулинарному мастерству, а не только  ставить на подсобные работы – почистить, убрать и т.д. Более того, законодательством предусмотрено, что  рестораторы для своих нужд могут осуществлять подготовку кадров на предприятии.

Кстати, по новым правилам торговли, к процессу приготовления пищи и обслуживания потребителей должны иметь доступ только те, кто имеет профессиональную подготовку.

Необходимо решать вопросы закрепления  кадров в ресторанах, кафе и других объектах, т.к. зарплата обслуживающего персонала в общественном питании ниже, чем в торговле и других отраслях народного хозяйства,  а отсюда и большая текучка кадров.

  • «АиФ»: - Изменения для рестораторов коснулись и санитарных норм? В чем именно?

05_KS_ShukevichШукевич: - Отменены санитарные паспорта на транспорт, а также обязательное согласование ассортимента с органами госсаннадзора. Дезинфекцию разрешили проводить не менее раза в месяц, а не раз в 10 дней, как это было раньше. Исчез пункт, который ограничивал количество посадочных мест в ресторанах, которые расположены в жилых домах.

Демиденко: - Санитарная служба пошла навстречу бизнесменам и учла их предложения в  новых санитарных правилах . Например,  проводить ремонт теперь можно по необходимости, а не раз в год. Количество посуды, моечных ванн  будет определяться самостоятельно с учетом  конкретных условий работы. Все это, конечно, намного облегчило работу заведениям.

  • «АиФ»: - А кто и как нарушал санитарные правила в прошлом году?

Шукевич: - В 2009 году почти в половине всех кафе и ресторанов республики были найдены нарушения санитарных норм. Основные из них касались несоблюдения срока годности продуктов, условий их хранения, несвоевременного прохождения медосмотров работниками общепита и т.д.

  • «АиФ»: - К вопросу о сроках годности: что делать, если принесли «подгулявший» салат?

05_KS_FedorecФедорец: - Для начала отмечу, что с каждым годом жалоб от потребителей в сфере питания поступает все меньше, а недовольства качеством блюд и вовсе нет. Но если такая ситуация все же возникнет, вы имеете право отказаться от блюда независимо от того, съели вы две ложки салата или совсем не притронулись.

Гораздо больше жалоб поступает на нашу горячую линию на то, что посетителям отказываются давать Книгу замечаний и предложений. А должны - по первому требованию. Если ее не дают, можно вызывать милицию - это административное правонарушение.

  • «АиФ»: - А что делать, если блюдо несут слишком долго?

Федорец: - Можно встать и уйти. Если срок предоставления услуги предусмотрен в минутах, то за каждую последующую минуту неподачи блюда потребитель вправе требовать выплаты неустойки в размере 1% от стоимости заказанного блюда. Конечно, на практике никто этого не делает, но клиентов от такого пренебрежительного отношения ресторан теряет немало.

  • «АиФ»: - Некоторые рестораны требуют вносить задаток во время заказа столика. Это правомерно?

Федорец: - Такая форма предоплаты предусмотрена Гражданским кодексом РБ, так что ресторан может ставить такое условие.

Демиденко: Объект общественного питания в праве предложить потребителю предварительную форму расчета, последующую или после подачи холодных закусок. Кроме того, при оформлении предварительного   заказа потребитель должен в течение 15 дней внести не менее 30 % от предполагаемой стоимости заказа. А вот требовать от посетителей заказа блюд на определенную сумму денег рестораны не имеют права.

Напоминаю также, что приносить свои продукты в кафе запрещено.

Шукевич: - Они, кстати, обычно, являются причиной отравления массы гостей на свадьбах и банкетах. Особенно «ссобойками» злоупотребляют регионы.

  • «АиФ»: - Продукцию чьего производства предпочитают использовать наши рестораны?

Демиденко: - Чаще все-таки отечественного производства, хотя иногда наши рестораторы грешат тем, что  широко используют импортные овощные полуфабрикаты. А ведь наша перерабатывающая промышленность предлагает им альтернативу неплохого качества. Другое дело, что у нас нет ряда специфических продуктов. Банально макаронных изделий, из которых можно сделать лазанью или пасту. И, как ни странно, картофеля, который бы по стандартам подходил для приготовления картофеля фри.

  • «АиФ»: - Джузеппе, ваши повара используют белорусскую продукцию? Нравится?

Карлини: - С большей частью белорусских продуктов можно работать. Это признал даже итальянский повар, которого мы приглашали обучать персонал. Хочется, чтобы качество белорусской продукции было более стабильным. Например, никогда не знаешь, что окажется в очередном пакете муки.

Жаль, что в Беларуси пока не производят пармезан и оливковое масло, зато мы в Италию привозим вашу водку, потому что там ее нет.

Демиденко: - Напоследок хочу обратиться ко всем белорусским ресторанам: вносите свои предложения по совершенствованию работы  объектов ресторанного бизнеса. Сообщайте нам о своих проблемах. Не бойтесь жаловаться. Мы открыты для любых предложений!


СПРАВКА «АиФ»
  • В Беларуси сейчас работает 11 450 торговых объектов общественного питания, из которых 5 455 общедоступны. Наценочную категорию люкс и высшая имеют только 57 объектов, или 1% от числа общедоступных объектов, первую – 1 413 (26%), а вторую – 3 980 (73%) .
  • В год открывается порядка 400-500 объектов питания. Больше всего белорусов на один объект общепита приходится в Минске - 2 400 человек. Меньше всего в Гродненской области -1300 граждан.

 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно