10564

Придорожный сервис в Беларуси: ночлега и хорошего обеда уже недостаточно

№ 13 от 27 марта 2013 года 27/03/2013

Согласно европейским данным каждое пятое ДТП связано с усталостью водителя. Поэтому этой сфере уделяется должное внимание на уровне правительства.

База есть

С 2008 года в Беларуси сформирована и действует необходимая нормативно-правовая база. Любой предприниматель, приходящий на рынок, должен понимать, что правила игры уже известны и он может смело работать на перспективу, рассказал начальник дорожного отдела управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Сергей ЛЕОНЧИК.

В последние три-четыре года достаточно активно начались строительство новых и реконструкция существующих объектов. Это стало возможным благодаря Указу №270 «О мерах по развитию придорожного сервиса». Он предоставляет участникам придорожного бизнеса широкий спектр льгот: освобождение от налога на недвижимость на несколько лет и налога на прибыль, освобождение от арендной  платы. Также субъектам хозяйствования предоставляются льготные кредиты, которыми могут воспользоваться как мелкие, так и крупные предприятия. Так, с 2008 года 38 организациям выданы льготные кредиты в сумме  от 50  до 500 тысяч долларов в эквиваленте.

Общепит

На 1 января 2013 года в Беларуси работают 483 объекта общепита придорожного сервиса. При этом ежегодно их число увеличивается на 5-6% - это достаточно прибыльный бизнес. В 2012 году открыто 43 объекта. Больше всего их в Минской, Витебской и Гомельской областях. Более 50% всех объектов придорожного сервиса расположены на трассах республиканского значения с нумерацией «М», «МЕ».

Так, в республике через каждые 32 км располагается один объект придорожного сервиса.  Общемировая норма – один объект на 30-50 км.

Чтобы придорожный сервис развивался динамично, государство принимает определенные меры. Так, сегодня установлено свободное ценообразование, разработан упрощенный порядок формирования и составления рецептур блюд для объектов общепита,  согласование режима работы осуществляется по принципу «одно окно» и др.  

К сожалению, в придорожном общепите существуют свои проблемы.

В некоторых кафе предоставляются не совсем качественные услуги,  допускается нарушения правил торговли, не соблюдаются санитарные нормы. Минторг совместно с налоговыми органами, облисполкомами постоянно проводит мониторинг таких объектов, нарушители привлекаются к ответственности, пояснила и.о. начальника отдела организации общественного питания Министерства торговли Республики Беларусь Лариса КОМАРОВА.

Для повышения престижа внутреннего и въездного туризма ко всем объектам придорожного общепита предъявляются конкретные требования: обязательное наличие в продаже сувенирной продукции, оказание различных видов услуг (порядка 10), меню на белорусском/русском и на одном из иностранных языков и др.

О туалетах

Пожалуй, одна из самых серьезных проблем нашего придорожного сервиса -  это туалеты.

- «Домик» возле дороги или палатка в лесу уже неактуальны,- говорит Сергей Леончик. - Тем более такие санузлы нередко подвергаются вандализму: их сжигают, ломают.

В 2011 году началась  программа по размещению теплых благоустроенных туалетов вместе с площадками для отдыха. На белорусских трассах уже работают 14 таких туалетов.

- Это отапливаемый туалет с электричеством и горячей водой, с обслуживающим персоналом,  рассчитанный на 6-10 мест и имеющий место для человека с ограниченными физическими возможностями.  Кстати, возведение подобного объекта обходится недешево. Затраты на один такой объект — порядка 100 000 долларов.

Надо удивлять!

- Придорожный сервис и наши дороги - это «ворота» республики,  - уверена начальник отдела планирования туристической деятельности Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь Любовь МАКСИМОВА. – Мы постаралась понять, что надо человеку. Ведь каждый едет со своими мыслями: кто-то грустит о доме, кто-то спешит и не успел купить подарки...

Сегодня объект придорожного сервиса стал уникальным, он изменился. Для нас важно уловить интерес туриста, проезжающего на дороге. Дать то, чего он хотел бы. Изменился дизайн кафе, ресторанов, гостиниц. Там появились аквариумы, уголки народного быта; есть комфортные душевые, стирка и ремонт одежды,  пеленальные столики…. Но  этого  уже недостаточно.

- Сегодня человеку недостаточно хорошо поесть, принять душ и постирать - и быстро уехать. Ему хочется чего-то большего, например, спа-процедур, - отмечает Любовь Максимова.

Кстати, в Европе большинство туристических групп обслуживают высококлассные объекты придорожного сервиса, которые располагаются с учетом природного ландшафта: например, окружены лесными массивами. Поэтому туристы, помимо питания и комфортного размещения, также имеют возможность получить хороший досуг: такой как экскурсии, рыбная ловля и др.

По  мнению Минспорта и туризма,  туристические объекты должны отражать белорусскую аутентичность.  Поэтому вагончиков, обшитых сайдингом, на наших трассах быть не должно.

- Мы надеемся, что Минстройархитектуры все-таки обратит внимание на то, каким должен быть объект придорожного сервиса в будущем, – отметила эксперт. - Еще на стадии выделения земельного участка необходимо оговаривать, как объект придорожного сервиса будет сочетаться с окружающим ландшафтом, каков его внутренний дизайн.

Справка «АиФ»

На ближайшие три года по всей республике предусмотрено строительство порядка 50 АЗС, около 50 пунктов общественного питания, 11 гостиниц.

Кстати

Средний чек туриста за обед в придорожном кафе – порядка 70-80 тыс. рублей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно