4149

Придорожный сервис в Беларуси: останется тот, кто выдержит конкуренцию

"Аргументы и факты" в Беларуси № 32 08/08/2017

Развитие придорожного сервиса в Беларуси подстегнул президентский Указ от 2008 года: он освободил от налогов на время строительства, дал возможность в течение нескольких лет не платить арендную плату. Также многие воспользовались льготными кредитами. И результат есть.

Только на республиканских дорогах, по данным на 1 января 2017 года, функционируют 386 АЗС, 158 газозаправочных пунктов, 437 предприятий торговли, 562 объекта общественного питания. Гостей принимают свыше 70 гостиниц, открыты 41 автомойка, 75 СТО и 88 охраняемых стоянок. И бизнес не стоит на месте: в первом квартале 2017 года появилась еще одна АЗС, 4 пункта общепита.

Также в Беларуси в 2016 году была разработана схема, по которой будет развиваться придорожный сервис до 2020 года. Она охватывает все регионы, а особое внимание, разумеется, уделяется республиканским дорогам, отметил заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сергей ЛЕОНЧИК.

Не рассчитали силы!

Основные игроки на рынке придорожного сервиса в части общественного питания – это «Белнефтехим» и «Белкоопсоюз». Но более 46% общего числа объектов принадлежат частникам. Несмотря на то, что территория Беларуси небольшая и многие путешественники, едущие транзитом, пересекают ее без остановок, придорожный общепит востребован. В прошлом появилось 26 таких объектов, 16 из которых находились на АЗС. В 2015 году на дорогах заработали 48 объектов торговли, однако 27 прекратили свою деятельность.

- Почему уходят из бизнеса? Не рассчитали свои силы. Сегодня АЗС, кафе на дорогах достаточно. В среднем на каждые 28 км дороги приходится один объект питания, при том что нормой считается расположение одной точки на 30−50 км», - пояснила заместитель начальника управления бытового обслуживания и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Лариса КОМАРОВА.

Все и сразу

Те, кто сегодня открывают точки общепита, должны понимать, что в этой сфере большая конкуренция и нужно чем-то привлекать посетителей. В современных условиях даже госрегулирование немного отходит в сторону: все решает покупатель.

Сегодня новые субъекты хозяйствования сами подстраиваются под требования рынка с учетом пассажиропотока, разноязычности клиентов.  Например, местный бизнес на Августовском канале уже предлагает своим гостям меню на польском, литовском языках. 

Впрочем, проблема знания персоналом иностранных языков остается актуальной. Но, к сожалению, в придорожном общепите работают в основном пожилые люди, которым сложнее адаптироваться к новым реалиям. 

Как показывает практика, в придорожном бизнесе успешнее тот, кто готов предоставить все услуги в одном месте.  Так, уже сегодня  предлагают бесплатно залить горячую воду в термос, подзарядить телефон, во многих местах есть факсы, кто-то по предварительному заказу собирает продуктовый набор в дорогу.

- Новые объекты на дорогах, конечно, будут как открываться, так и закрываться через некоторое время. И, скорее всего, такая участь постигнет людей, попавших в эту сферу случайно, - отметила Лариса Комарова.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно