41850

Белорусские чиновники и СМИ: есть ли контакт?

№ 19 от 11 мая 2011 года 11/05/2011

Недавно президент Беларуси подписал указ № 119, согласно которому белорусские чиновники должны систематически проводить пресс-конференции и горячие линии. Также теперь законодательно закреплена обязанность организаций на своих официальных сайтах в сети Интернет отвечать на наиболее часто задаваемые вопросы.

Участники:
bolshak Юлия Большакова, пресс-секретарь концерна «Белгоспищепром» 
pavljv Ольга Павлова, руководитель центра делового роста IPR  
pod Татьяна Подоляк, руководитель  пресс-центра Дома прессы 
zib Алексей Цыбулько, заместитель директора Национального пресс-центра, начальник отдела организации информации
  • «АиФ»: - Как вы оцениваете сегодняшние отношения госчиновников и прессы?

Алексей Цыбулько (А.Ц.):-Эти взаимоотношения развиваются достаточно активно, уже в какой-то мере выстроены, систематизированы.  

Надо вспомнить, что 6 февраля 2009 года вышел Указ Президента Республики Беларусь №65, в котором  министерствам и ведомствам  предписано усовершенствовать свою работу в части взаимодействия со СМИ: в кратчайшие сроки сформировать пресс-службы, ввести должность пресс-секретаря или руководителя пресс-службы в зависимости от министерства и др.

Указ №119 – это лишь очередной шаг по совершенствованию этой работы. Поэтому можно сказать, что структура пресс-секретарей, пресс-служб в министерствах уже сформирована и теперь идет планомерная работа по систематическому выходу информации.

Татьяна Подоляк (Т.П.): - Мы нужны друг другу. Каждая из сторон это понимает. Было время, когда связь была односторонней. То есть положительную информацию, которую хотелось бы как можно шире распространить через все каналы средств массовой информации, наши чиновники с удовольствием рассказывали журналистам. А вот о не совсем приятных новостях они старались упоминать меньше или вообще не упоминать… 

Ведь не случайно говорится: если чего-то нет в прессе, значит, этого нет в жизни. Поэтому документ, который был принят на самом высоком уровне, даст чиновникам почувствовать их ответственность перед обществом и понять роль СМИ в нашей общей работе.

Новости нужны разные

  • «АиФ»: - Как объяснить нашим чиновникам, что людям хочется слышать не только хорошие новости?

Ольга Павлова (О.П.): - Важно понимать, что получение информации - это часть безопасности человека. Понятно, почему чиновники не хотят давать много информации о своей работе: иногда она вызывает негативную обратную связь, в том числе со стороны журналистов, которые начинают задавать уточняющие вопросы. У чиновников возникают  определенные опасения, и они стремятся дать дозированную информацию.

Сегодня чиновникам важно осознать, что все зависит о того, как подается  информация. И выигрывает тот, кто говорит первым. Поэтому важно комплексно подавать информацию о своих организациях, вызывать доверие у журналиста.

  • «АиФ»: - Показательный пример – недавний ажиотаж с сахаром и подсолнечным маслом. Журналисты наверняка хотели получить достоверную и главное оперативную информацию? Как работал концерн  в такой ситуации?

Юлия Большакова (Ю.Б.): -- Дело в том, что об этом ажиотаже концерн узнал раньше, чем вся страна. Слухи пошли из Брестской и Гродненской областей. Так что пресс-служба была  готова к тому, что скоро и центральные СМИ обратятся за информацией. Поэтому, не дожидаясь пика, мы подготовили официальный пресс-релиз для средств массовой информации. Но, потом отслеживая в интернете информацию, мы заметили, что, к сожалению, некоторые люди все равно не верили нашему заявлению. Даже если ты говоришь чистую правду и вовремя, все равно найдется тот, кто скажет, что это не правда.

- О.П.: Есть такой закон – 4% населения всегда недовольно. Это пессимисты, скептики и люди, которые таким образом стремятся себя обезопасить, готовясь к худшему. К этому нужно относиться нормально. Не надо ждать, что все будут в восторге от любой новости.

Пресс-мероприятий хватает

  • «АиФ»: - На ваш взгляд, достаточно ли пресс-мероприятий проводят наши чиновники?

А.Ц.:- Таких мероприятий в Национальном пресс-центре проходит достаточно много: цифры говорят сами за себя. Если в 2001 году было организовано 160 пресс-мероприятий, то уже в 2009 году их было проведено 305. В 2010 году количество пресс-конференций увеличилось до 345. В среднем в неделю в Национальном пресс-центре проходит от 8 до 15 мероприятий. 

Вообще, у каждого министерства есть свой план выхода информации в СМИ. В него вписаны и тематические пресс-конференции представителей руководства министерств в Национальном пресс-центре. Некоторые министерства организуют пресс-конференции раз в квартал, другие - раз в месяц. Необходимо также отметить, что первые лица министерств как минимум два раза в год выходят на нашу площадку и открыто общаются с журналистами.

Кроме того, мероприятия для прессы регулярно проводятся в самих  министерствах. Есть четкий план интервью для крупнейших телеканалов, газет, интернет-ресурсов.Подводя итоги, можно сказать, что  пресс-мероприятия проходят часто. Иногда создается впечатление, что одно и то же министерство чуть ли ни через день собирает журналистов. Но здесь возникает другая проблема. Слишком частые пресс-конференции оказывают обратное действие: журналисты, пресытившись информацией, порой не приходят на пресс-мероприятия.

Т.П.:- Вспоминаются две пословицы: «Пока петух не клюнет, мужик не перекрестится», а вторая: «научи мужика богу молиться, он и лоб расшибет».  Может случиться так, что чиновнику просто некогда будет работать, поскольку он будет вынужден только и делать, что участвовать в пресс-конференциях, брифингах, круглых столах и т.д.. Здесь также должна быть мера. 

О.П.: - Здесь важно не количество проведенных пресс-конференций, а качество выдаваемой информации. Очень важно формирование доверия к компании, определенная репутация. Тем для новостей  масса. Для этого есть пресс-секретари, которые готовы активно общаться.

  • «АиФ»: - Так ведь есть издания, журналисты, которые хотят получить эксклюзивную информацию?

А.Ц.: –Здесь важно взаимопонимание между сторонами. Ведь пресс-секретарь не всегда может дать сиюминутно информацию для публикации в СМИ. По объективным причинам он не всегда может быть специалистом в каком-либо «узком» вопросе. Порой ему нужно время, чтобы собрать необходимую информацию, более детально «погрузится» в тему. Некоторые журналисты требуют сейчас и немедленно. И это проблема. Чтобы ее решить, раз в полгода мы организовываем встречи пресс-секретарей министерств и ведомств с руководителями СМИ и журналистами. Мы обсуждаем подобные вопросы и в большинстве случаев находим компромисс. Но наступает новый день и все начинается сначала: появился новый пресс-секретарь, поменялся журналист и др.

  • «АиФ»: - Зачастую получив необходимую информацию, журналист дожидается, пока текст пройдет множество согласований.

А.Ц.:- Все министерства разные. У кого-то работает один пресс-секретарь, а где-то целые информационные центры. Возможно, в некоторых госорганах надо согласовать информацию с первым лицом, а где-то руководитель передает все права и полномочия пресс-секретарю озвучивать эту информации без согласования с ним. 

Ю.Б.:- Здесь все зависит от информации. Например, если принят какой-то документ на государственном или межгосударственном уровне, то без согласования с руководством не обойтись. И совсем другое дело, если речь идет о текущей информации о работе концерна. 

  • «АиФ»: Часто ли у пресс-секретаря возникают недопонимания с журналистами?

Ю.Б.:- У нас уже сложился так называемый пул журналистов, которые освещают вопросы работы концерна и его предприятий. Думаю, что мы нашли взаимопонимание. Но бывали случаи, когда информация выдавалась в печать без согласования, и каким-то образом искажался смысл. Я сама как журналист считаю, что лучше лишний раз перезвонить, зачитать текст, чтобы потом не ошибиться и быть уверенным в информации. Но это единичные случаи. Даже информационные агентства, которые работают на то, чтобы заметку скорей выпустить на ленту, всегда уточняют информацию. За последние годы находятся больше точек соприкосновения и взаимопонимания между пресс-службами и журналистами.  

  • «АиФ»: - Какие формы пресс-мероприятий наиболее интересны журналистам?

А.Ц.:- На протяжении последних четырех лет мы регулярно проводим опросы среди средств массовой информации. Результаты этих опросов свидетельствуют о том, что порядка 35% журналистов предпочитают выездные пресс-мероприятия. Учитывая этот интерес, мы стараемся регулярно организовывать пресс-туры, поездки на промышленные предприятия и объекты социально-культурной сферы. С 2003 года для белорусских и зарубежных журналистов было организовано порядка 50 крупных 3-4 дневных пресс-туров. Что касается пресс-туров одного дня для белорусских СМИ, в этом году их было всего три. Это связано, прежде всего, с финансированием поездок, которое обеспечивается непосредственно принимающими предприятиями.  

  • «АиФ» - Что должен знать профессиональный пресс-секретарь, чтобы успешно работать со СМИ?

О.П.: - Многие думают, что пресс-секретарь – это информационное окошко, в которое можно постучать и  получить информацию. На самом деле это человек, который формирует имидж компании, организации, министерства через работу со СМИ. Он должен знать такие вещи как законы социальной психологии, законы коммуникации,. Пресс-секретарь должен владеть законами маркетинга, потому что информация должна говорить не только о том, какова компания или продукт, но и о том, что хочет услышать клиент, потребитель. Также он должен знать основы журналистики. Сейчас большинство пресс-секретарей - выпускники факультета журналистики. К нам на тренинги приходят пресс-секретари, PR-менеджеры разных компаний и организаций. Для них важно собрать эти знания в комплексе. Научиться не просто подавать информацию с точки зрения описания ситуации, а научиться инициировать эту ситуацию, создавать новостные поводы, которые интересны читателям.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно