7900

Услышь меня! Всегда ли мы внимательны к своим близким?

№ 35 от 27 августа 2014 года 27/08/2014

В минуты радости или горя важно, чтобы рядом был внимательный слушатель, с которым можно поделиться своими мыслями, переживаниями, сомнениями…

Вот, например, Константин - успешный менеджер: у него все складывается неплохо, однако есть причина для недовольства, которая, по его словам, «буквально отравляет жизнь».

Не вникает

«Моя жена никогда меня не слушает. Да, она в курсе моих проблем на работе, которые возникают время от времени. Я могу пожаловаться ей на плохое самочувствие и получить совет и помощь, но при этом никто не убедит меня в том, что хотя бы раз в жизни она выслушала меня внимательно».

А как реагирует на обвинения Ольга? Константин говорит, что она возмущается и, что самое удивительное, как правило, может воспроизвести довольно точно сказанные им слова. Но это, по мнению Константина, «ничего не меняет».

Чтобы понять эту запутанную ситуацию, я попросила Ольгу прийти ко мне на прием. Мы говорили с ней о Константине, о том, как важны для него поддержка и любовь семьи. Но, наблюдая за Ольгой, я постепенно начала понимать, что имел в виду Константин. У меня складывалось впечатление, что Ольга слушает, но не слышит меня. Она смотрела в окно, крутила в руках мобильный телефон… Само ее рассеянное поведение – при том, что я говорила ей довольно важные вещи, касающиеся ее семьи, – вполне могло вызвать раздражение.

Факты

  • Большинство конфликтов в паре происходит не из-за того, что и почему делает или говорит партнер, а из-за того, как он это делает или говорит. То есть из-за формы, а не из-за содержания. После того как партнеры научатся разговаривать друг с другом, они имеют много шансов стать счастливой парой.
  • Партнеры, которые смеются над одним и тем же, обычно составляют очень прочный союз.
  • Умение устанавливать, поддерживать и заканчивать любовные отношения во многом основано на нашем умении дружить и сотрудничать.

Дела подождут…

Дело в том, что умение слушать – это своего рода особое искусство. Чтобы выслушать собеседника не навязываясь, но дав ему почувствовать ваши  внимание, заинтересованность, сопереживание, продемонстрируйте ему свою готовность к серьезному разговору. Это можно сделать не только с помощью слов, но и используя язык тела.

Советы

  • Оставьте на время разговора все свои дела, отложите в сторону мобильный телефон, даже невинное вязание может вызвать у взволнованного человека раздражение;
  • cмотрите время от времени на своего собеседника, но не «сверлите» его взглядом постоянно;
  • не отклоняйтесь от своего собеседника назад, лучше подайтесь немного вперед или по крайней мере сидите прямо. Время от времени кивайте, давая понять, что вы следите за тем, что он говорит. Не перебивайте его без необходимости и не задавайте неуместных, отвлекающих от главной темы вопросов. В то же время, если рассказ кажется слишком путаным, аккуратно задайте уточняющий вопрос – это как нельзя лучше продемонстрирует вашу заинтересованность. А вот от демонстрации своего остроумия, поспешных выводов лучше воздержитесь, в конце концов, у вас еще будет время, когда придется подводить итоги;
  • если во время своего монолога собеседник делает паузы, не торопитесь их заполнить, ведь человеку порою нужно время, чтобы сформулировать свои мысли;
  • попытайтесь поставить себя на место сидящего перед вами человека, смоделируйте его ситуацию, тогда ваше сопереживание будет искренним, а советы, которых от вас ждут, - по-настоящему взвешенными;
  • поддерживайте своего собеседника, делая комплименты его находчивости, мужеству. Если же он признается в том, что повел себя не так, как хотел, растерялся, ободрите его словами о том, что на его месте, наверное, растерялся бы любой. Не укоряйте неправильным поведением, тем более что вернуться назад и «переиграть» уже невозможно;
  • не стоит уверять человека, поделившегося с вами своей проблемой, что все его неприятности – сущие пустяки, как и делать комментарии типа «Я тебе не завидую», «Ты попал в настоящую заваруху». Практически любая проблема имеет решение – вот эту-то мысль и надо внушать. Пусть даже вы лично не представляете, как правильно выйти без потерь из сложившейся проблемной ситуации, - вы внимательно выслушали человека и уже одним этим облегчили его положение, сняли с его души хотя бы часть иногда непосильного груза.

Цена вопроса

Вначале Ольга отвергала все обвинения своего мужа: «Я всегда могу слово в слово повторить то, о чем говорит Костя, у меня память отличная!» Только спустя пару месяцев она научилась во всех смыслах этого слова «поворачиваться» к мужу, почувствовала, что ее, пусть и чисто внешнее, равнодушие причиняет боль любимому человеку.

Понимание того, что хороший слушатель – это не только тот, кто умеет слышать и слушать, позволяет что-то важное рассказать человеку, но и, адекватно реагируя на рассказ, помогает собеседнику правильно пережить свой опыт, сделать выводы, приблизиться к решению проблемы, исключительно важно для всех нас. Иногда «цена вопроса» – какие-нибудь десять минут. Ваши десять минут, проведенные без телефона, телевизора, повседневных бытовых дел, могут сделать ваших близких счастливее.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно