Современные родители зачастую свою функцию в воспитании детей видят только в том, чтобы накормить и одеть их. «Остальным пусть занимается детский сад», - ошибочно думают они, не понимая: даже самый лучший воспитатель никогда не заменит ребенку маму и папу, и ключевую роль в воспитании ребенка раннего возраста играют именно родители.
«Молодые родители не всегда знают, как правильно общаться, взаимодействовать с ребенком раннего возраста, - объясняет заместитель начальника отдела дошкольного образования Министерства образования Беларуси Альбина ДАВИДОВИЧ. – Они ошибочно думают, что воспитание и развитие ребенка в этом возрасте – забота исключительно учреждения дошкольного образования. С этой проблемой нужно работать, потому что, упустив время в раннем возрасте ребенка, мы уже никогда не сможем восполнить недостаток эмоционального общения».
Альбина Давидович отметила: «Главное, что должны усвоить родители: в раннем возрасте с ребенком нужно читать, играть, обнимать его и разговаривать с ним».
Читать
Ребенку, даже самому маленькому, обязательно нужно читать вслух книги. В первые месяцы жизни, когда малыш еще не понимает смысла слов, это способствует развитию навыков речи: он слушает ваш голос, внимательно наблюдает за движениями ваших губ и пытается подражать вам. Когда ребенок подрос и способен следить за сюжетом, но еще не знает букв, чтение тренирует у него способность воспринимать информацию на слух, стимулирует память и воображение. Позже, начав читать самостоятельно, ребенок учится грамотно излагать свои мысли, у него формируются вкус и образное мышление, развиваются творческие наклонности. В будущем все это поможет ему легче находить контакт с людьми и успешно налаживать социальные связи.
Играть
Уже с момента появления на свет ребенок готов к игре и взаимодействию с окружающим миром. Так, младенцу очень нравится, когда у его кроватки что-то движется или мелодично звенит. Поэтому малютке в первую очередь необходимы погремушки, подвески, музыкальные карусели – они привлекают его взгляд, учат концентрировать внимание на одном предмете, заставляют прислушиваться, поворачивать головку, тянуться к игрушке. Погремушки с ручкой, кроме того, предназначены для развития хватательных движений.
Годовалого ребенка обычно очень радуют всевозможные музыкальные игрушки, но желательно, чтобы это были не гаджеты с множеством кнопок, а обычные погремушки, бубенчики, звоночки, сделанные из натуральных материалов. С 1 года до 3 лет – возраст исследований для ребенка. Он уже умеет ходить, лазать, бегать, внимание становится устойчивее. Поскольку теперь ребенок стремится не только смотреть, но и самостоятельно манипулировать предметами и игрушками, изучать, как они взаимодействуют друг с другом, для его развития очень полезны динамические игрушки: волчок, мигалка, тяни-толкай и др. Детям от года и старше нравится возводить всевозможные сооружения. Стройте вместе с ребенком из кубиков и собирайте из конструктора высокие башни, круглые арены, квадратные домики, мосты, ворота, дороги; делайте мебель для домика – кровать, стол, стулья.
В 1,5-2 года малыш с удовольствием катается на машинке без педалей или на лошадке на колесиках, перебирая ногами по полу. Ему нравится загружать и доставать предметы из тележки или большой машины. Когда ребенок примерно в 2 года начинает играть в куклы или машинки, родители должны обязательно участвовать в играх, т.к. их сопровождающее общение существенно обогащает словарный запас ребенка.
Обнимать
С первых дней жизни младенца, когда он еще не очень хорошо видит и слышит, не понимает смысла обращенных к нему слов, именно объятия родителей закладывают основу прочной эмоциональной связи между ними и малышом. Когда мама или папа обнимают ребенка, он чувствует их тепло, узнает их запах и начинает понимать: родители – это спокойствие, комфорт и безопасность.
Объятия не только дарят малышу положительные эмоции, но и способствуют его развитию. Многолетние наблюдения за детьми, воспитывающимися вне семьи, свидетельствуют: даже если они получают полноценное питание и весь необходимый уход, со временем абсолютно здоровые малыши начинают заметно отставать в развитии от своих сверстников – не в последнюю очередь потому, что они лишены нежных объятий мамы и папы.
Разговаривать
Ребенок нуждается в общении не меньше, чем в пище и повседневной заботе, – так он знакомится с окружающим миром и учится жить в нем. Дети, лишенные регулярного общения и ласки взрослых, медленнее прибавляют в весе и росте, позже начинают ходить и говорить, проявляют меньше интереса к различным занятиям и играм.
Однако, подобно тому, как плохое питание наносит вред организму, «неправильное» общение (невнимание, раздражение, гнев, упреки родителей) угрожает психологическому здоровью и эмоциональному благополучию ребенка и, конечно, отражается на его судьбе. Если в семье отсутствует гармония, в ней всегда вырастают трудные, неуправляемые и закомплексованные дети.
Родителям важно организовать свою жизнь так, чтобы в ней всегда находилось время для полноценного общения с сыном или дочерью.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть