7859

Научиться говорить с детьми. 4 важных правила общения для родителей

№ 35 от 25 августа 2015 года 25/08/2015

Современные родители зачастую свою функцию в воспитании детей видят только в том, чтобы накормить и одеть их. «Остальным пусть занимается детский сад», - ошибочно думают они, не понимая: даже самый лучший воспитатель никогда не заменит ребенку маму и папу, и ключевую роль в воспитании ребенка раннего возраста играют именно родители.

«Молодые родители не всегда знают, как правильно общаться, взаимодействовать с ребенком раннего возраста, - объясняет заместитель начальника отдела дошкольного образования Министерства образования Беларуси Альбина ДАВИДОВИЧ. – Они ошибочно думают, что воспитание и развитие ребенка в этом возрасте – забота исключительно учреждения дошкольного образования. С этой проблемой нужно работать, потому что, упустив время в раннем возрасте ребенка, мы уже никогда не сможем восполнить недостаток эмоционального общения».

Альбина Давидович отметила: «Главное, что должны усвоить родители: в раннем возрасте с ребенком нужно читать, играть, обнимать его и разговаривать с ним».

Читать

Ребенку, даже самому маленькому, обязательно нужно читать вслух книги. В первые месяцы жизни, когда малыш еще не понимает смысла слов, это способствует развитию навыков речи: он слушает ваш голос, внимательно наблюдает за движениями ваших губ и пытается подражать вам. Когда ребенок подрос и способен следить за сюжетом, но еще не знает букв, чтение тренирует у него способность воспринимать информацию на слух, стимулирует память и воображение. Позже, начав читать самостоятельно, ребенок учится грамотно излагать свои мысли, у него формируются вкус и образное мышление, развиваются творческие наклонности. В будущем все это поможет ему легче находить контакт с людьми и успешно налаживать социальные связи.

35_30_02Играть

Уже с момента появления на свет ребенок готов к игре и взаимодействию с окружающим миром. Так, младенцу очень нравится, когда у его кроватки что-то движется или мелодично звенит. Поэтому малютке в первую очередь необходимы погремушки, подвески, музыкальные карусели – они привлекают его взгляд, учат концентрировать внимание на одном предмете, заставляют прислушиваться, поворачивать головку, тянуться к игрушке. Погремушки с ручкой, кроме того, предназначены для развития хватательных движений.

Годовалого ребенка обычно очень радуют всевозможные музыкальные игрушки, но желательно, чтобы это были не гаджеты с множеством кнопок, а обычные погремушки, бубенчики, звоночки, сделанные из натуральных материалов. С 1 года до 3 лет – возраст исследований для ребенка. Он уже умеет ходить, лазать, бегать, внимание становится устойчивее. Поскольку теперь ребенок стремится не только смотреть, но и самостоятельно манипулировать предметами и игрушками, изучать, как они взаимодействуют друг с другом, для его развития очень полезны динамические игрушки: волчок, мигалка, тяни-толкай и др. Детям от года и старше нравится возводить всевозможные сооружения. Стройте вместе с ребенком из кубиков и собирайте из конструктора высокие башни, круглые арены, квадратные домики, мосты, ворота, дороги; делайте мебель для домика – кровать, стол, стулья.

В 1,5-2 года малыш с удовольствием катается на машинке без педалей или на лошадке на колесиках, перебирая ногами по полу. Ему нравится загружать и доставать предметы из тележки или большой машины. Когда ребенок примерно в 2 года начинает играть в куклы или машинки, родители должны обязательно участвовать в играх, т.к. их сопровождающее общение существенно обогащает словарный запас ребенка.

Обнимать

С первых дней жизни младенца, когда он еще не очень хорошо видит и слышит, не понимает смысла обращенных к нему слов, именно объятия родителей закладывают основу прочной эмоциональной связи между ними и малышом. Когда мама или папа обнимают ребенка, он чувствует их тепло, узнает их запах и начинает понимать: родители – это спокойствие, комфорт и безопасность.

Объятия не только дарят малышу положительные эмоции, но и способствуют его развитию. Многолетние наблюдения за детьми, воспитывающимися вне семьи, свидетельствуют: даже если они получают полноценное питание и весь необходимый уход, со временем абсолютно здоровые малыши начинают заметно отставать в развитии от своих сверстников – не в последнюю очередь потому, что они лишены нежных объятий мамы и папы.

Разговаривать

Ребенок нуждается в общении не меньше, чем в пище и повседневной заботе, – так он знакомится с окружающим миром и учится жить в нем. Дети, лишенные регулярного общения и ласки взрослых, медленнее прибавляют в весе и росте, позже начинают ходить и говорить, проявляют меньше интереса к различным занятиям и играм.

Однако, подобно тому, как плохое питание наносит вред организму, «неправильное» общение (невнимание, раздражение, гнев, упреки родителей) угрожает психологическому здоровью и эмоциональному благополучию ребенка и, конечно, отражается на его судьбе. Если в семье отсутствует гармония, в ней всегда вырастают трудные, неуправляемые и закомплексованные дети.

Родителям важно организовать свою жизнь так, чтобы в ней всегда находилось время для полноценного общения с сыном или дочерью.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно