Можно ли уберечь детей от чрезмерных волнений за школьной партой? И для чего под рукой у взрослых обязательно должен быть резиновый начальник? Ответы на эти вопросы «АиФ» ищет вместе с доктором биологических наук, психофизиологом Сергеем ПАРИНЫМ.
Сердцу не до покоя
- Сергей Борисович, большинство людей смутно представляют, чем занимаются психофизиологи. Головой? Телом?
- Мы занимаемся изучением сознания и высших мыслительных процессов с помощью информационных моделей. Это попытка приблизить проблему психологическую и даже философскую к методам исследований, применяемых в точных науках. Неслучайно когнитивистика - это коктейль из множества разных наук: физики, математики, психологии, физиологи, лингвистики.
- Но разве возможно измерить сознание человека?
- Сознание - нет. Мы измеряем те отклики, которые в человеческом организме возникают при определённых актах сознания и связаны с работой внутренних органов.
Классический пример - сердце. Из курса биологии мы знаем: оно действует по принципу насоса. При этом в разных ситуациях ведёт себя по-разному: уходит в пятки, сладко ноет, замирает, бешено колотится…
Это происходит, поскольку сердцем управляет мозг. Он даёт органу сигнал изменить характер насосной деятельности в зависимости от обстановки. Так, недавно впервые в мире создали технологию мобильной событийно-связанной телеметрии ритма сердца. Она позволяет по работе сердца, прежде всего по изменению характера его деятельности, достоверно оценить, что происходит с психикой.
- Как ведутся такие измерения?
- На человека надевается датчик размером меньше спичечного коробка. Сигналы от него собираются и анализируются на специальном сервере. В ряде случаев с помощью видеорегистратора фиксируется контекст - то, что сейчас происходит с испытуемым. При этом можно обнаружить и запатентовать маркеры начала стресса с точностью до 10 секунд. В первую очередь это особый ритм сердца, который определяется при помощи сложных математических расчётов.
Счастье – без стресса
- Какова прикладная часть таких исследований?
- Благодаря таким знаниям, например, ученые создали интерактивный сервис для мониторинга стрессогенных зон дорожной инфраструктуры - городскую дорожную карту стрессов. Действует просто: на водителей общественного и личного транспорта нужно надеть специальные датчики, которые все зафиксируют.
- Стресс у водителей вызывают пробки?
- Необязательно, порой и просто неорганизованное дорожное движение. Водители общественного транспорта «стрессуют» на остановках. При высадке и посадке людей риск нестандартных ситуаций возрастает. Почти у всех водителей один только вид сотрудника в форме вызывает стресс. Во время одного эксперимента оказалось, что человек за рулём просто в жутком стрессе, при этом видеорегистратор каких-либо перемен в окружающей его действительности не фиксировал. В чем причина? Мужчине позвонила теща...
- То есть утверждение, что мы живём в стрессе, не голословное?
- Одна из современных теорий гласит: наша жизнь - сплошной стресс. Когда мы умудряемся без него обойтись - вот это и есть счастье.
Цивилизация действительно развивается слишком быстро. Мы втягиваемся в этот бешеный ритм и всё острее реагируем на окружающую действительность. Люди ушли от того, для чего стресс был заложен в них природой. Но вот вас обругали в общественном транспорте. Хам трамвайный не убьёт вас на месте, но реакция у вас такая же, как у зайца, за которым гонится собака. Правда, заяц во время бега до безопасного места выплеснет все негативные эмоции. А мы сжигаем себя изнутри.
Здесь японцы как нация показали себя настоящими мудрецами. В Японии у сотрудников крупных компаний в личном шкафу припасена резиновая фигура начальника. После особо напряжённых моментов общения с руководством человек выходит в коридор и «разбирается» с фигурой - стресс выплескивается наружу. В европейском обществе мы предпочитаем приходить домой и срываться на близких.
Предупреждён - значит вооружён
- Насколько подвержены стрессам дети на уроках в школе?
- Мы знаем, что дети испытывают стресс в школе. Говорить, что ребёнок должен быть полностью ограждён от такого эмоционального опыта, неверно. Из-за отсутствия конфликтных ситуаций у человека часто снижается общая жизненная мотивация. Значит, надо просто уменьшать количество стрессовых ситуаций во время учёбы. Возможно, внедрение информационных технологий защитило бы детей от многочисленных негативных последствий напряжённой городской жизни. Как это работает: на основе телеметрии сердечного ритма школьников в процессе учёбы можно создавать интерактивные карты стрессовых нагрузок. Родители и учителя тогда смогли бы контролировать состояние сердечно-сосудистой системы ребёнка, эмоциональное напряжение и уровень субъективной сложности задач для каждого.
Мы с коллегами занимались оценкой стрессогенности событий в школах. Например, пришли к выводу, что на контрольных особенно нервничают хорошисты, поскольку речь идёт об изменении их школьного статуса: «неуд» способен испортить успеваемость. Отличники волнуются меньше, ведь у них есть «запас прочности». Двоечники не волнуются совсем - оценки не влияют на их жизнь.
В одной из школ мы заметили: дети испытывают сильный стресс в кабинете рисования. Оказалось, учитель самоутверждался за счёт их психики...
- Можно ли дать родителям советы, как уберечь детей от стресса в школе?
- Стресс часто вызван отсутствием информации. Чем больше у человека знаний об окружающем мире, тем больше он понимает, что мнения могут быть разными. Чем быстрее ребёнок научится их сопоставлять, а потом размышлять над полученной информацией, тем меньше он будет подвержен стрессу.
Конечно, многое зависит от семьи. Стоит найти золотую середину в отношениях. Это должны быть доверительные и требовательные отношения одновременно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть