Обида, испорченное настроение, разорванные отношения — когда мы делаем замечание кому-то, финал беседы может быть печальным. Как аккуратно указать человеку на недостатки без негативных реакций с его стороны, aif.ru рассказал психолог Роман Сухинин.
Когда не стоит критиковать?
Самое важное — осознать, какую цель вы преследуете, намереваясь сообщить человеку о каком-то недостатке или упущении? Причин может быть несколько:
1. Желание унизить другого, повысить себя в своих глазах, самоутвердиться. В таком случае сдержите себя, ведь цель некрасивая и откровенно вредоносная. Вы можете глубоко ранить собеседника, погрузить его в стресс.
2. Стремление донести человеку, как нужно правильно жить. В этом случае тоже лучше не выражать свое критическое мнение. Поскольку люди все разные, представления о правильности поведения и жизни тоже отличаются. Более того, каждый из нас от рождения наделен правом свободы поступков и волеизъявления.
3. Искреннее желание помочь. Лишь в третьем случае можно выражать критику. Но только экологично, тактично, благожелательно. Подбирайте слова и интонацию, стройте предложения корректно. Тогда ваше мнение может помочь, а не навредить.
Способы сообщить о недостатках также отличаются в зависимости от того, кем объект критики вам приходится.
Как сообщить о минусах родным, друзьям
Начинать разговор нужно с хороших слов. Вы же знаете о положительных качествах своих близких? Перед тем как высказывать критическое замечание, скажите о хороших моментах: сторонах характера, поступках, умениях. Чтобы человек понял, что вы его цените и уважаете. И уже после этого можно аккуратно подводить разговор к его недочетам.
Например, вы хотите, чтобы сын начал заниматься спортом, потому что он набрал лишний вес. Начните с позитива: «Сын, ты у меня лучший, я тобой горжусь, ты добрый, умный и внимательный, и я была бы очень рада, если бы ты занялся каким-нибудь активным видом спорта с заботой о своем здоровье».
Беседа начинается с комплиментов, а продолжается не прямой критикой личности другого, но своим личным желанием и заботой: «мне бы было приятно», «мне бы хотелось». Когда, критикуя, мы смещаем акценты с личности другого на себя, без недовольства, упреков и негативных эмоций, такое указание на недостатки звучит необидно. В итоге человеку легче принять ваше мнение и воспользоваться советом, как преобразовать недостаток в достоинство.
Как указать на недостатки чужим
Если человек малознаком, говорить о нем много хорошего будет неискренне, это почувствуется, вызовет отторжение. Но все равно начать неприятный разговор стоит с позитива. Найдите, что хорошего можно сказать.
Например, от коллеги плохо пахнет, вы сидите рядом, и вам сложно работать. Скажите ей: «Вы сегодня просто потрясающе выглядите! Я знаю, где можно приобрести отличный дезодорант с цитрусовым ароматом, который замечательно подойдет под ваш образ!».
Ненавязчиво показывайте человеку, как можно решить проблему, чего можно достичь таким образом. Никому не нравится ощущать негатив и укоры, когда прямо и грубо говорят об ошибках и необходимости изменений. Если вы грамотно выстроите диалог, то избежите давления, аккуратно покажите собеседнику точки роста.
Молчание — золото?
Довольно распространенный случай, когда о проблеме вообще не говорят, чтобы не вызвать негатив или обиду. Это тоже к хорошему не приведет, особенно если вам необходимо ежедневно взаимодействовать с человеком, а его недостаток напрямую привносит дискомфорт в вашу жизнь. Постоянное замалчивание приводит к появлению психосоматических заболеваний.
А ведь человек может даже не осознавать свою проблему! Например, неприятный запах изо рта. И вам дискомфортно, и коллеге непонятно, почему все избегают близкого контакта. Стоит аккуратно говорить другим об их недостатках, если ваша цель улучшить ситуацию, а не унизить.
Техника «бутерброд»
Есть замечательный способ сказать критическое замечание так, чтобы не обидеть и при этом донести свою мысль. Техника называется «бутерброд» и может использоваться в общении с любым человеком. Суть проста:
• говорим комплимент, хвалим;
• аккуратно и экологично отмечаем недостаток;
• опять говорим хорошее.
Можно пойти дальше и предложить решение проблемы. Даже если собеседник откажется от помощи, он будет знать, что именно нужно изменить, чтобы исправить ситуацию. И, получив результат, почувствует себя лучше и увереннее. А вы сможете устранить раздражающий вас фактор. Критика может быть конструктивной, если беседу выстроить грамотно и по-доброму.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть