И тем не менее, попадаемся мы каждый день и час, уверены американские учёные. Рекламные ролики, в особенности по ТВ, оказывают огромное влияние на наш выбор продуктов питания и в конечном итоге формируют дневной рацион. А значит — и здоровье.
С таким заявлением исследователи выступили на страницах Журнала Американской ассоциации диетологов. В своей статье, которую цитирует Time, они утверждают: нескончаемый поток рекламных роликов, изливающийся на нас с телеэкранов, неизбежно формирует определённые пищевые привычки и навязывает особую, отнюдь не здоровую схему питания.
Чтобы наглядно продемонстрировать, насколько вредна может быть такая теле-диета, учёные отмониторили всю рекламу продуктов питания, выходившую в эфир в течение 84 часов так называемого прайм-тайм (то есть время показа самых рейтинговых программ) и за 12 часов в перерывах между детскими мультиками. Каналы были выбраны самые популярные на американском телевидении, сроки проведения эксперимента — один месяц.
В результате медики собрали полный набор «рекламной еды» и составили из неё примерное дневное меню на 2000 калорий. А потом подсчитали, что же «умещается» в эту рекомендованную норму: сколько белков, жиров и углеводов, а также соли, витаминов и сахара будет получать человек, если станет питаться только рекламируемыми товарами. Получилось, что, не набирая лишних калорий, адепт телевизионных обедов потребит в 20 раз (!) больше жиров и в 25 раз больше сахара, чем советуют врачи. То есть получит почти месячную норму за одни сутки!
Да, без более или менее полезных продуктов «теле-меню» тоже не обошлось. В соответствии с объёмами транслируемой рекламы, врачи включили в экспериментальный стол молочные продукты, овощи и фрукты — но их оказалось в 2 с лишним раза меньше, чем требуется.
Что касается витаминов и минералов, их в рекламной еде вообще, как говорится, кот наплакал. 775 продуктов, попавшие под внимание медиков благодаря телевизионным роликам, содержали крайне малую дозу жизненно важных элементов — кальция, магния, клетчатки, витаминов D и Е и т.п., — зато могли похвастаться чрезвычайно богатыми запасами соли, холестерина и вредных насыщенных жиров, повинных в заболеваниях сердца, сосудов и других проблемах.
Наконец, учёные сравнили полученный рацион с рекомендованной официальной медициной «пищевой пирамидой» — эта схема условно поясняет, в каком соотношении должны присутствовать те или иные продукты на нашем столе, а также в каком виде организм должен получать наибольшее и наименьшее число калорий. Согласно норме, меньше всего энергии нам нужно потреблятьза счёт жиров и сахара, однако в «теле-диете» всё получилось с точностью до наоборот.
Таким образом, заключили исследователи, телевизионная реклама оказывает на зрителей буквально «отравляющее воздействие», мотивируя их к нездоровому образу жизни. И другой вывод: раз уж телевидение имеет такую пропагандистскую силу, надо использовать её во благо и приучать людей питаться правильно — посредством той же рекламы. Хотя, кончено, бюджеты, выделяемые на социальную рекламу со стороны государства, не сравнимы с теми деньгами, которые вкладывают в продвижение своей продукции «пищевики», констатировали исследователи.
Наша справка. Как выглядит примерное теле-меню
Понятное дело, реклама на американском ТВ всё-таки отличается от той, что видим мы. Поэтому опробуем составить примерное дневное меню только из тех продуктов, которые чаще всего мелькают в наших телевизорах. Вот, что получилось при расчёте дневного потребления в
? Завтрак
Порция кукурузных хлопьев или мюсли с молоком, чашка быстрорастворимого кофе с сахаром и сливками
Чем плохо. Большинство сухих завтраков содержат слишком много сахара. При этом кусочки фруктов, которые якобы входят в их состав, как правило представляют собой высушенные и засахаренные «крохи», обвалянные в муке или крахмале, что также не делает ваш завтрак образцом полезности.
Чем заменить. Обычными овсяными хлопьями, не требующими варки. Добавить свежих или размороженных ягод и фруктов. Другой вариант — два варёных или жареных яйца с кусочками помидоров и цельнозерновым хлебом.
? Второй завтрак
Творожок или йогурт
Чем плохо. Для многих фруктовая добавка подменяет настоящие свежие фрукты, которые должны присутствовать в рационе обязательно. Плюс, почти все молочные десерты содержат консерванты и опять же, привносят изрядную дозу сахара в ваше дневное меню. Единственный плюс: ксиломолочные продукты содержат кальций и полезные бактерии.
Чем заменить. Яблоком или бананом; бутербродом с из цельнозернового хлеба с сыром; обычным творогом без вкусовых добавок — подсластить его можно мёдом.
? Обед
Растворимый суп из пакетика, готовый обед быстрого приготовления, банка газировки
Чем плохо. Нет свежих овощей, крайне низкое — по сравнению с натуральными продуктами — содержание витаминов и минералов, много консервантов и усилителей вкуса, которые могут спровоцировать аллергические реакции, гастриты и язвы. Как правило, высокое содержание соли и жиров. В газировке — много сахара и усилителей вкуса.
Чем заменить. Если у вас нет возможности обедать дома, берите домашнюю еду с собой. Любой натуральный продукт — то есть тот, который не превращается в готовое блюло после 1 минуты в микроволновке или контакта с горячей водой — будет полезнее, чем полуфабрикат.
? Перекус
Шоколадный батончик, чипсы, крекеры и т.п.
Чем плохо. Слишком много калорий для второй половины дня; много соли, сахара, вредных жиров.
Чем заменить. 30 г любых орешков утолят аппетит лучше, чем пачка чипсов, и наградят не вредными насыщенными жирами, а полезными, ненасыщенными.
? Ужин
Растворимое картофельное пюре или макароны, готовая котлета
Чем плохо. Опять консерванты и усилители, много жиров в готовых мясных изделиях, отсутствие овощей и клетчатки, практически нет витаминов. Вообще, слишком «тяжёлая» трапеза для организма, который готовится ко сну.
Чем заменить. Салат из свежих овощей, заправленный сметаной или йогуртом, мясо индейки, стакан сока.
Лев Пухлых
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть