867

Все под силу. Как помочь ребенку пережить сложные даже для взрослых времена

"Аргументы и факты" в Беларуси № 33. Что происходит? 18/08/2020
Неужели дети в наших дворах уже начали играть в задержания?
Неужели дети в наших дворах уже начали играть в задержания? Скриншот

О жизнестойкости взрослых и маленьких людей говорим с кандидатом психологических наук, доцентом, членом правления Белорусского Республиканского общества психологов Надеждой ЦЫРКУН.

- Если оказывается, что ребенок сталкивается со взрослыми проблемами, он переживает какой-то свой особенный, детский стресс?

- Ребенок «подключается» к самочувствию взрослых. Когда взрослый ведет себя уверенно и определенно, ребенку всегда легче. Поэтому, если хотим воспитать уверенного ребенка, показываем уверенное поведение в трудных жизненных ситуациях.

- Главный герой фильма Бениньи «Жизнь прекрасна», оказавшись в концлагере с сыном, превратил все ужасы в своеобразную игру. Может, это выход? Пусть ребенок думает в разрушительных ситуациях, что это такая игра?

- Да, конечно. Сказкотерапия, игротерапия - это очень эффективные способы помощи в трудной ситуации. Ребенок получает возможность вообразить какой-то другой сценарий, представить себя на месте другого персонажа, «проиграть» свои страхи.

Надежда Цыркун
Надежда Цыркун Фото: Из личного архива

 

- До какого возраста работают эти приемы?

- Они эффективны даже для взрослых.

СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ

- Что еще может сделать взрослый в критической ситуации, чтобы не испугать ребенка?

- Вдохнуть, обязательно сказать: «Спокойно». Это слово имеет внушающее воздействие и хорошо концентрирует человека. А дальше идет объяснение - рассмотри внимательно, давай подумаем и поймем, что происходит… Даем ребенку точное, простое описание события.

- А если нет возможности долго объяснять? ДТП, происшествие?

- Когда взрослый с ребенком, он не имеет права расслабляться и падать в обморок, он должен держать себя в руках. Действия те же - я спокоен, произошло то-то, мы сейчас сделаем то-то.

- Для чего надо описывать и проговаривать?

- Тогда складывается целостная картинка ситуации. Если ребенок видит происходящее без взрослого объяснения, без слов, он запечатлевает ужас. А слова активизируют другие зоны мозга, ребенок переключается со страха на простое и адаптивное действие.

- Надо ли говорить ребенку, например, перед медицинской процедурой, что будет больно, или лучше смягчить?

- Надо объяснить ребенку, что и почему будет происходить. Надо сказать, что будет больно, но он справится. Конечно, ребенок должен понимать, почему будет больно, когда боль закончится и ради чего она.

ВОСПИТАНИЕ ЦЕЛЬЮ

- Любое событие может сформировать жизнестойкость, просто надо понять свою цель. Пафосно - это цель в жизни, а локально - в каких-то обстоятельствах. Также надо понимать последствия своего поведения - что меня ожидает, если я буду так либо иначе себя вести? Вот тогда и появляется веер сценариев развития событий, и человек обретает внутреннюю свободу и спокойствие.

- Какие же правила помогают детям и взрослым быстрее адаптироваться к проблемам?

- Их всего пять, этих правил, способов поведения. Это конкуренция, сотрудничество, избегание, приспособление и компромисс. Вот эти пять способов применяются «по показаниям», и ребенок должен понимать, когда и как ему нужно себя вести в зависимости от ресурсов, возможностей, целей, последствий. Нужно задавать ребенку вопросы - что ты будешь делать, например, если твоего друга обижают? Если кто-то в твоем присутствии врет? Если ты оказался один в лесу?

- То есть с ребенком надо разговаривать на трудные темы?

- Конечно.

СТРЕССУЕШЬ - РАСТЕШЬ

- В каком возрасте дети наиболее впечатлительны?

- Дети в принципе более выносливые, чем взрослые. Но они эмоционально присоединяются ко взрослому и начинают вместе с ним резонировать.

- Можно ли рассчитывать, что со временем ребенок забудет неприятный период жизни?

- Дети не должны его забывать. Для детей это должен быть урок, опыт, чтобы они сами не попали потом в подобную ситуацию или знали, как на неё реагировать - сотрудничать, уступать, конкурировать, идти на компромисс… Ребенок должен выработать свое отношение.

- По каким признакам можно понять, что ребенок здесь и сейчас переживает глубокий стресс?

- Только не надо стрессовать за ребенка. Мы все учили стихотворение «Мужичок с ноготок». Малюточка - дошкольник, который под уздцы ведет лошадь. Давайте возьмем это за точку отсчета и тогда поговорим о жизнестойкости человека. Мы привыкли жить в комфорте, а это приводит потом к тому, что все равно хочется драйва. А если говорить о стрессе… Стресс - это всегда реакция на новизну. Без стресса вообще нельзя, потому что в течение жизни у нас меняется абсолютно всё. И ты либо адаптируешься к обстоятельствам, либо погибаешь. Организм реагирует на новизну, активизирует защитные силы, позволяя нам функционировать на новом уровне. Чем устойчивее мы будем вести себя в изменяющихся обстоятельствах, тем быстрее адаптируемся.

- Есть непосильный стресс для ребенка?

- Все стрессы ребенка ему посильны. Они нарастают с каждым новым периодом, а потом человек привыкает.

- Как, кроме личного спокойствия, взрослый может помочь ребенку пройти сложный период? Увеличить количество шоколада?

- Нам нужна реальная жизнь. Мы в шоколаде каждый день. А нам надо понять свое предназначение, двигаться к этому. Впереди новый учебный год. Какие у нас планы на этот период? У каждого человека есть способность созидания, а не разрушения. Спросите ребенка, что он хочет создать. Научиться читать, освоить игру, поздравить маму? Какое доброе дело он хочет сделать? Может, помочь животным в приюте или поработать волонтером в хосписе? Пусть сделает его сегодня. Каждый день делай одно доброе дело.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно