Учебная нагрузка сегодня огромна даже для учеников младшей школы. Тем не менее только уроками жизнь ребенка не должна ограничиваться. Поэтому в начале учебного года многие родители спешат записать детей на дополнительные занятия: кто — на спорт, кто — в танцы или в «художку», а некоторые — на то, другое и третье. Как сделать оптимальный выбор и при этом не перегрузить ребенка?
На эти вопросы АиФ ответила медицинский психолог Ксения Дементьева.
Елена Нечаенко, АиФ: — Ксения Николаевна, когда ребенка лучше записывать в кружок: в самом начале учебного года или чуть погодя?
Ксения Дементьева: — На мой взгляд, чтобы не перегрузить ребенка, стоит подождать месяц или чуть больше, пока он адаптируется к школе, привыкнет к режиму, и только потом уже можно подключать дополнительные занятия.
Кружок интересов
— Как по характеру ребенка определить, какая внеурочная деятельность подойдет ему больше?
— Если ребенок застенчив, предпочитает спокойные игры, то активные занятия в большой группе детей (например, выступления на сцене) ему могут не подойти. А для подвижного ребенка, наоборот, настоящей пыткой могут стать спокойные индивидуальные занятия (выжигание, конструирование). Лучше всего отталкиваться от того, что нравится ребенку в обычной жизни. Те же спортивные секции бывают очень разными, кому-то подойдут командные игры (футбол, баскетбол, волейбол), а кому-то — плавание, борьба или гимнастика.
— А что, если ребенок не проявляет интереса ни к одному направлению? Как его чем-то увлечь?
— Только методом проб и ошибок. Стоит пробовать разные занятия, пока не найдется подходящее дело. Но сразу стоит договориться с ребенком, что 1—2 раза в неделю у него обязательно должно быть занятие вне школы. Будет ли это что-то постоянное либо каждый раз разное — не принципиально, главное, чтобы это правило соблюдалось неукоснительно.
— Многие родители выбирают кружок, исходя не из интересов и способностей ребенка, а, наоборот, из тех качеств, которых ему не хватает, чтобы с помощью тех или иных занятий постараться их выработать. Например, застенчивых ведут в театралку, ленивых — на спорт, неусидчивых — на рукоделие или музыку. Как вы считаете, следует ли заставлять ребенка ходить в кружок, когда тот активно сопротивляется, не хочет туда идти?
— Попробовать можно. Но при этом нужно смотреть на реакцию ребенка. Если вы видите, что он сильно расстраивается и даже плачет, когда нужно идти на кружок, то настаивать не стоит, а надо прежде всего разобраться, с чем именно связаны его страхи и переживания. Возможно, у него не сложились отношения с педагогом или другими детьми в коллективе, или у него что-то не получается. Если негативные реакции выражены не слишком сильно и связаны больше с неусидчивостью или сложностями включения в новую деятельность, то здесь родителям можно аккуратно настаивать на продолжении.
— Как и когда можно определить, что выбранный кружок ребенку подошел или категорически не подошел? И как помочь ребенку, если поначалу ему там трудно, неинтересно? Сколько имеет смысл ждать, пока он привыкнет, заинтересуется новой деятельностью?
— Каждый родитель знает особенности своего ребенка. Есть дети, склонные отвергать все новое. С такими ребятами имеет смысл договариваться, сколько занятий им придется посетить, прежде чем принимать окончательное решение насчет дальнейшего посещения кружка. Например, оптимальное число занятий — 5—7, после чего уже можно будет понять, что лучше — оставаться или бросить кружок и искать что-то новое. Но если отказ ребенка от посещения занятий настолько настойчивый, что переходит в саботаж, то родителям проявлять принципиальность в таком случае не стоит — это просто бессмысленная трата денег, времени и сил. Лучше поискать что-то другое.
Драмкружок, кружок по фото...
— Как выбрать оптимальное количество кружков, каков максимум? И сколько по времени должны занимать внеурочные занятия?
— Количество кружков, их продолжительность и частота должны подбираться индивидуально под каждого ребенка. Обычно 1—3 кружков достаточно, оптимально: один — творческий, один — спортивный. При планировании расписания внеурочной деятельности ребенка родителям следует учитывать, что школьнику необходимо иметь свободное время, когда он ничем не занят. Это время очень значимо для развития ребенка, поскольку в эти часы у детей формируются навыки саморегуляции, когда они учатся самостоятельно планировать свою деятельность, распределять силы, анализировать, чем бы им сейчас хотелось заняться.
— Как понять, что ребенок перегружен, если сам он при этом не жалуется на усталость?
— Тут все тоже очень индивидуально. У одних детей о переутомлении может говорить то, что они становятся более вялыми, сонливыми, в свободную минутку стараются подремать или полежать. А у других детей перегрузка, наоборот, выражается в том, что они становятся перевозбужденными, долго не могут успокоиться, уснуть, их настроение колеблется от беспричинного смеха до необоснованных слез. Также о том, что ребенок перегружен дополнительными занятиями, может рассказать ухудшение успеваемости в школе. Конечно, если переутомление случается эпизодически, появляется ненадолго, буквально на 1—3 дня, а затем проходит, то беспокоиться не стоит, но если эти симптомы держатся более двух недель, лучше заняться выяснением причин. И возможно, придется от пары кружков отказаться.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть