126

Внеурочный час. Психолог дала советы по выбору кружка для ребенка

Учебная нагрузка сегодня огромна даже для учеников младшей школы. Тем не менее только уроками жизнь ребенка не должна ограничиваться. Поэтому в начале учебного года многие родители спешат записать детей на дополнительные занятия: кто — на спорт, кто — в танцы или в «художку», а некоторые — на то, другое и третье. Как сделать оптимальный выбор и при этом не перегрузить ребенка? 

На эти вопросы АиФ ответила медицинский психолог  Ксения Дементьева.

Елена Нечаенко, АиФ: — Ксения Николаевна, когда ребенка лучше записывать в кружок: в самом начале учебного года или чуть погодя?

Ксения Дементьева: — На мой взгляд, чтобы не перегрузить ребенка, стоит подождать месяц или чуть больше, пока он адаптируется к школе, привыкнет к режиму, и только потом уже можно подключать дополнительные занятия.

Кружок интересов

— Как по характеру ребенка определить, какая внеурочная деятельность подойдет ему больше?

— Если ребенок застенчив, предпочитает спокойные игры, то активные занятия в большой группе детей (например, выступления на сцене) ему могут не подойти. А для подвижного ребенка, наоборот, настоящей пыткой могут стать спокойные индивидуальные занятия (выжигание, конструирование). Лучше всего отталкиваться от того, что нравится ребенку в обычной жизни. Те же спортивные секции бывают очень разными, кому-то подойдут командные игры (футбол, баскетбол, волейбол), а кому-то — плавание, борьба или гимнастика.

— А что, если ребенок не проявляет интереса ни к одному направлению? Как его чем-то увлечь?

— Только методом проб и ошибок. Стоит пробовать разные занятия, пока не найдется подходящее дело. Но сразу стоит договориться с ребенком, что 12 раза в неделю у него обязательно должно быть занятие вне школы. Будет ли это что-то постоянное либо каждый раз разное — не принципиально, главное, чтобы это правило соблюдалось неукоснительно.

— Многие родители выбирают кружок, исходя не из интересов и способностей ребенка, а, наоборот, из тех качеств, которых ему не хватает, чтобы с помощью тех или иных занятий постараться их выработать. Например, застенчивых ведут в театралку, ленивых — на спорт, неусидчивых — на рукоделие или музыку. Как вы считаете, следует ли заставлять ребенка ходить в кружок, когда тот активно сопротивляется, не хочет туда идти?

— Попробовать можно. Но при этом нужно смотреть на реакцию ребенка. Если вы видите, что он сильно расстраивается и даже плачет, когда нужно идти на кружок, то настаивать не стоит, а надо прежде всего разобраться, с чем именно связаны его страхи и переживания. Возможно, у него не сложились отношения с педагогом или другими детьми в коллективе, или у него что-то не получается. Если негативные реакции выражены не слишком сильно и связаны больше с неусидчивостью или сложностями включения в новую деятельность, то здесь родителям можно аккуратно настаивать на продолжении.

— Как и когда можно определить, что выбранный кружок ребенку подошел или категорически не подошел? И как помочь ребенку, если поначалу ему там трудно, неинтересно? Сколько имеет смысл ждать, пока он привыкнет, заинтересуется новой деятельностью?

— Каждый родитель знает особенности своего ребенка. Есть дети, склонные отвергать все новое. С такими ребятами имеет смысл договариваться, сколько занятий им придется посетить, прежде чем принимать окончательное решение насчет дальнейшего посещения кружка. Например, оптимальное число занятий — 57, после чего уже можно будет понять, что лучше — оставаться или бросить кружок и искать что-то новое. Но если отказ ребенка от посещения занятий настолько настойчивый, что переходит в саботаж, то родителям проявлять принципиальность в таком случае не стоит — это просто бессмысленная трата денег, времени и сил. Лучше поискать что-то другое.

Драмкружок, кружок по фото...

— Как выбрать оптимальное количество кружков, каков максимум? И сколько по времени должны занимать внеурочные занятия?

— Количество кружков, их продолжительность и частота должны подбираться индивидуально под каждого ребенка. Обычно 13 кружков достаточно, оптимально: один — творческий, один — спортивный. При планировании расписания внеурочной деятельности ребенка родителям следует учитывать, что школьнику необходимо иметь свободное время, когда он ничем не занят. Это время очень значимо для развития ребенка, поскольку в эти часы у детей формируются навыки саморегуляции, когда они учатся самостоятельно планировать свою деятельность, распределять силы, анализировать, чем бы им сейчас хотелось заняться.

— Как понять, что ребенок перегружен, если сам он при этом не жалуется на усталость?

— Тут все тоже очень индивидуально. У одних детей о переутомлении может говорить то, что они становятся более вялыми, сонливыми, в свободную минутку стараются подремать или полежать. А у других детей перегрузка, наоборот, выражается в том, что они становятся перевозбужденными, долго не могут успокоиться, уснуть, их настроение колеблется от беспричинного смеха до необоснованных слез. Также о том, что ребенок перегружен дополнительными занятиями, может рассказать ухудшение успеваемости в школе. Конечно, если переутомление случается эпизодически, появляется ненадолго, буквально на 13 дня, а затем проходит, то беспокоиться не стоит, но если эти симптомы держатся более двух недель, лучше заняться выяснением причин. И возможно, придется от пары кружков отказаться.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно