Электронные устройства стали неотъемлемой частью нашей жизни, и особенно подвержены влиянию цифровых технологий дети. Это очень беспокоит родителей, ведь гаджеты могут мешать не только продуктивной учёбе, но и активному образу жизни. О том, как научить подрастающее поколение использовать их правильно, «АиФ» рассказала эксперт в области воспитания детей, руководитель образовательного проекта Юлия Бушуева.
Прежде чем утверждать, что у ребёнка есть зависимость от гаджетов, нужно пройти диагностику у специалиста и убедиться, что проблема действительно существует.
Зависимость или скука?
Ведь то, что дети часто пользуются телефонами и буквально не выпускают их из рук, ещё не делает их зависимыми от этих приборов. В реальности из 30 детей не более 1-2 могут иметь настоящую болезненную зависимость. Такие дети, действительно, не могут обходиться без телефона.
Есть простой «домашний» тест, помогающий понять, как далеко зашла привязанность к гаджетам. Предложите ребёнку альтернативу, например, интересную деятельность, игру, занятия спортом, кино, прогулку, общение, экскурсию. Если ребёнок не заражен гаджетоманией, то он легко откликнется на увлекательное предложение и на время отвлечется от телефона, переключившись на предложенное мероприятие. Зависимый ребёнок сделать это не способен.
Поэтому, прежде чем говорить о зависимости, важно определить, насколько ребёнок действительно зависим от гаджетов. По словам нашего эксперта, пытаться бороться с гаджетами путём ограничений и запретов — это, вероятно, не совсем правильный подход.
Электронный помощник
«Сегодня мир невозможно представить без гаджетов, компьютеров, телефонов и виртуальных технологий. Они могут оказывать положительное влияние на развитие подростков и их образование. Наша задача, как взрослых, заключается в том, чтобы показать нашим детям эти возможности и научить их правильно использовать технологии», — говорит эксперт.
По словам Бушуевой, задача родителей заключается не в том, чтобы запрещать гаджеты (мир без них уже невозможен) и даже не в том, чтобы ограничивать экранное время (хотя разумные ограничения приветствуются), а в том, чтобы показать детям, как цифровые устройства могут обогатить жизнь.
Вовлекайте ребёнка в процесс, демонстрируя на собственном примере, какую реальную, а не теоретическую пользу могут приносить технологии. Пусть дети поймут, что это устройство — настоящий помощник, а не только способ смотреть веселые видео, убивать время в пустых играх, скролить ненужную информацию в соцсетях. Например:
- предложите ребёнку найти информацию на гаджете, ответ на какой-то крайне интересный для него вопрос. При этом будьте активным участником этого процесса: задайте вопрос, поищите ответ вместе, обсудите, как это работает;
- научите ребёнка правильно формулировать запрос. Продемонстрируйте, насколько проще получить нужный результат, если грамотно составить запрос. Потом обсудите найденную информацию, поговорите о том, как её можно использовать;
- будьте активно вовлечены в то, как ребёнок взаимодействует с гаджетом, и покажите ему разные способы поиска и извлечения информации.
Гораздо правильнее не запрещать ребёнку гаджеты, а научить его работать с ним, использовать себе на пользу, а не во вред.
Откроют мир
Часто родители думают, что гаджеты отдаляют ребёнка от реальности и заманивают в виртуальный мир, полный опасностей. Однако технологии, которыми мы пользуемся, могут стать проводником в мир природы. Часто, приезжая на дачу, в лес, к морю, мамы и папы с раздражением замечают, что дети и там все равно продолжают сидеть в гаджетах. Но вместо того, чтобы забирать их у детей и заставлять насильно «наслаждаться природой», лучше предложите ребенку использовать гаджет для чего-то полезного. Например, попросите детей сделать фотографию пейзажа, запечатлеть вид на горы или озеро, а затем поделиться этим с друзьями или выложить в социальные сети.
Гаджет также поможет расширить представления ребёнка о мире. Например, поможет ему узнать, какая птица только что так чудесно пела в кустарнике, что-за зверь встретился на полянке, что за цветок растет на пригорке и съедобны ли вот эти ягоды и грибы, растущие в лесу. Такой подход покажет детям, что гаджет может быть полезным инструментом для взаимодействия с миром.
Родителям важно обучить детей не только техническим аспектам, но и социальным навыкам в интернете, рассказать о кибербуллинге, интернет-мошенниках и способах защиты от киберугроз. Кроме того, важно объяснить ребёнку, как правильно пользоваться социальными сетями. Расскажите ему, что можно и нельзя делать в интернете, на что следует обращать внимание. Объясните правила этикета в общении, в том числе переписке. Покажите на примере, как вы общаетесь с коллегами через смартфон, выбираете эмодзи, смайлики. Это может быть интересно ребёнку, поскольку культура общения и переписки в интернете у подростков часто недостаточно развита. Им нужно объяснять и показывать, что фраза, написанная без эмоционального оттенка, может быть воспринята совсем по-другому. Научите их правильно писать сообщения — это тоже очень важно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть