356

Школа для бабушки. «Всегда есть люди современные и те, кому тревожно»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 33. «Я в блогеры пойду…» 16/08/2022

Первое сентября не за горами. Возвращаемся к обсуждению важных вопросов современного образования и воспитания, взаимоотношений между детьми и родителями, ведения диалога и поиска компромисса между старшими и младшими. Современная школа с её онлайном и свободой нравов часто становится причиной бессонницы родителей. Что уж говорить о бабушках и дедушках, прошедших крепкую советскую образовательную систему. Можно ли перестать беспокоиться о внуках, которые учатся «как-то не так», и вернуть ценность обмена опытом между поколениями? Говорим об этом с психологом школы «Стембридж» Ириной КОЗЛОВОЙ.

- Многие из нас могут вспомнить, что время с бабушками и дедушками было особенным: бабушки учили рукоделию, а дедушки - обращаться с инструментами и создавать несложные поделки. Современные бабушки и дедушки тоже готовы делиться своими знаниями. Этот опыт очень расширяет коммуникативные способности ребенка и делает его уверенным в себе, значимым.

- Только вот внуки не всегда хотят эти знания получать. Некоторые считают их безнадежно устаревшими.

- В каждом поколении есть люди современные, которые идут в ногу со временем, принимают изменения, и те, кому это сложно и тревожно, кому нравится как было раньше.

- Что больше всего возмущает бабушек и дедушек в современной школе, в детях?

- Многим не нравится активное и гиперактивное поведение, когда дети не сидят на месте, громко разговаривают, бегают. Зачастую это бывает проявлением особенностей нервной системы, ее незрелости, и надо подождать, дать ребенку время, создавая безопасные условия для проявления необходимой активности. А старшему поколению порой кажется, что это невоспитанность, недостаток дисциплины.

Некоторые людям нравятся возможности, которые предоставляет наше время - большой выбор жизненных путей, инструментов для обучения, онлайн/оффлайн. Те, кто тоскует по прошлому, недовольны, честно говоря, тем же. В их картине мира большой  выбор возможностей лишает человека предсказуемости. Таким людям не нравится, что в школе нет формы, привычного распорядка, привычной иерархии. По их мнению, нет дисциплины. Причем в их понимании дисциплина – это наказание, а не следование определенным правилам.

- Что посоветуете «поколениям»? Как найти общий язык, если даже лексикон у них разный?

- Я всегда за то, чтобы искать общий язык и точки понимания.

И даже если у людей различаются лексикон и возраст – это возможно. Но есть одно «но» - инициатива должна исходить от взрослых. В первую очередь старшее поколение должно хотеть понять младшее.

Я знаю, с каким удовольствием дети готовы делиться, разъяснять и обучать своих бабушек и дедушек, если те проявляют хотя бы чуть-чуть интереса к тому, что интересно внукам.

Если бабушки и дедушки удерживаются от критики того, что им непонятно, если проявляют снисходительность и великодушие, будучи людьми с гораздо большим жизненным опытом, то контакт и понимание возможны!

А ВОТ В НАШЕ ВРЕМЯ…

Как изменилась школа в новом веке? Сложнее или проще приходится внукам школьникам? Чему хочется по-житейски их научить, а чему – научиться у них? И, наконец, понятен ли их «новояз» старшему поколению? Мы задали эти вопросы нескольким замечательным бабушкам и дедушкам.

«ФАКУЛЬТАТИВЫ БЫЛИ БЕСПЛАТНЫМИ»

Татьяна ЗАХАРОВА (внучкам 10 и 8 лет):

- Учиться стало намного сложнее. Сильно изменились преподавание в школах, учебники и отношение детей к учебе. В наше время было намного проще – новую тему объяснили, потом закрепили домашним заданием. Всем было всё понятно. А ещё у нас все факультативы и дополнительные уроки были бесплатными. Нашим внукам сложно, но пройдет время, и они всё равно будут вспоминать школу с любовью.

Еще я бы хотела научить внуков дружбе и взаимовыручке, как это было в нашем детстве. А я у них учусь ничего не бояться, идти вперёд, узнавать мир с помощью современных технологий. Благодаря внучкам узнала новые слова – «челлендж» и «пранк».

«У НАС БЫЛ ОДИН УЧЕБНИК» 

Анна ЛУЧИНА (внучкам 15 и 10 лет, внуку – 10):

- У нас всё было гораздо проще. Пятерку принёс – отличник, четверку – хорошист, тройку – ну, троечник, слабоваты знания. Все понятно. А сейчас?  Клеточку не туда отступил – снижена оценка, галочку не поставил – ещё снижена. Это знания? Ребенок, может, и тему знает, и старался, а у него все странички красные от замечаний. И он со временем свыкается с мыслью, что всё равно поставят плохую отметку.

Куча учебников, каких-то дополнительных тетрадей, и дети всё это тащат на себе. У нас был один учебник по русскому языку и одна тетрадка в линейку по этому предмету. И всё. И научились грамотно писать. Огорчает в детях то, что не читают книг. Весь интерес – Интернет. Но и мы там пропадаем тоже. Сейчас жизнь невозможно представить без мобильного телефона, без компьютера. Все поменялось.

Хотелось бы в детях видеть целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе. Моим внукам повезло, потому что у них прекрасные родители, которые компенсируют потерянное в школе представление об учебе. Конечно, во взрослой жизни школьные годы будут вспоминаться очень тепло. Это детство. Это юность. И, может, своим внукам они будут рассказывать, как было все просто и понятно у них.

А сейчас они учат нас многому в области компьютерного мира. Из их лексикона я теперь знаю слова «тик-ток», «блогер» и «лайфхак».

«У НАС БЫЛА ДИСЦИПЛИНА, А У НИХ – ТЕЛЕФОН»

Михаил БУТ (внукам 14 и 17 лет):

- Огорчает какая-то несерьезность во всем. Вечно что-то придумывают, ничего не умеют планировать. А у нас была система, четкий график. Я уже в понедельник знал, что у меня в субботу. С учителями никаких фамильярностей мы себе не позволяли, и так воспитывалось уважение. Не то что сейчас – они там чуть ли не смайлики друг другу присылают.

Мы из школы сразу бежали на улицу, а сейчас младший из школы сразу идет домой, и на улицу его не выгонишь.

У нас была дисциплина, а у них – телефон. Вот это огорчает больше всего. Что дети, что учителя – все в гаджетах.

Их хорошего – они более весёлые, что ли. Мы были серьезнее. Мы подраться любили, а эти – нет. Не знаю, как это поможет им в будущем. Ну и учу их вместо трудовика всяким мужским вещам – чтобы умели вбить гвоздь. Они мне Интернет настраивают, помогают в мессенджере звонить родственникам. Из их слов знаю некоторые: «чилить», «форсить», «скролить» и «ну, такое». «Скролить» запомнил потому, что на кроликов похоже. «Чилить» – причаливать к берегу. «Форсить» - это как наше «форсить», только ударение на «о». А «ну, такое» даже не знаю, как запомнил.

АИФ-СЛОВАРЬ

Челлендж – challenge («вызов», «соревнование»). Жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в Сети, а затем предлагает повторить это своему знакомому или всем желающим.

Блогер – человек, регулярно ведущий дневник (блог) в Сети.

Пранк – prank («розыгрыш», «шутка»). Телефонный розыгрыш, когда разыгрывающий (пранкер) звонит какому-либо человеку анонимно или представляясь не своим именем.

«Тик-ток» – социальная сеть, сервис для создания и просмотра коротких видеороликов. Одно из самых скачиваемых приложений. Имеет более 1 миллиарда пользователей из 150 стран.

Лайфхак – life («жизнь») и hack («взломать»), хитрость или полезный совет, помогающий эффективно решить ту либо иную проблему.

Смайлик – smiley («улыбающийся»), стилизованное графическое изображение улыбающегося человеческого лица. Традиционно изображается в виде жёлтого круга с двумя чёрными точками – глазами и чёрной дугой – ртом.

Чилить – chill («расслабляться, охлаждаться»), отдыхать, ничего не делать.

Скролить - scroll («свиток»), to scroll («прокручивать окно браузера»), пролистывать ленту постов или сообщений в Сети.

Форсить - навязывать, принуждать.

«Ну, такое» - мем, аналог «так себе», «не очень», «не лучший вариант».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно