1826

Обойдёмся без жертв. Всё, что нужно знать о буллинге

С пугающей частотой происходят трагедии, истоками которых послужила школьная травля. Доведённые до крайности жертвы буллинга совершают самоубийства, а порой и сами берут в руки оружие, устраивая в стенах школ бойню. Как предотвратить или остановить эту беду, пока ситуация окончательно не вышла из-под контроля?

Наш эксперт – детский психолог, монтессори-педагог, руководитель психологической службы московской школы №686 «Класс-Центр» Любовь Лободанова.

Многих трагедий удалось бы избежать, если бы родители и учителя во­время замечали, что обстановка в классе нездоровая и с учениками творится неладное. Причём, как утверждают психологи, психику коверкает любая роль в этой драме, будь то жертва, агрессор или даже свидетель травли. Страдают все, и всем нужна психологическая помощь.

Как понять, что ребёнка травят

Дети предпочитают этот факт скрывать: от стыда, от страха или из-за других побуждений. Если дело дошло до рукоприкладства, то трудно не заметить на теле ребёнка синяков, ссадин и шишек. Душевные раны не так очевидны. Но внимательному родителю стоит насторожиться, если ребёнок:

  • стал реже контактировать с другими детьми, сидит в школе отдельно, домой идёт тоже в одиночку, ни с кем не созванивается, не переписывается. Или если в классе есть группировки, а ваш ребёнок ни в одну из них не входит;
  • часто пребывает в сниженном, подавленном настроении, стал плаксив, резко и необъяснимо меняется настроение;
  • не хочет ходить в школу, пропал интерес к учёбе. В таких случаях ребёнок может начать жаловаться по утрам на плохое самочувствие, на то, что у него болят живот, голова. Могут быть и другие психосоматические симптомы;
  • демонстрирует признаки дистресса, например грызёт ногти, сосёт пальцы или края одежды, грызёт ручки и карандаши, часто просыпается по ночам или даже стал мочиться в кровать.
     

Разговор – в нужное русло

Чтобы ребёнок от вас не закрылся, а рассказал всё как есть, прежде всего надо успокоиться. Вести этот разговор в уравновешенном состоянии, никуда не спешить. Нельзя обсуждать такую тему на бегу, параллельно с уборкой, готовкой, за рулём. Важно быть максимально включённым в разговор.

Второй момент – создание нужной атмосферы. Чтобы ребёнок расслабился и смог довериться, можно провести эту беседу за чаем, заказать пиццу. Взрослый должен расположиться на одном уровне с ребёнком: ни в коем случае не стоять, когда тот сидит. Важно установить не только зрительный, но и телесный контакт – попробовать обнять ребёнка, взять за руку или прижать к себе. Не стоит начинать беседу «в лоб». Расскажите о своих опасениях по поводу его отношений в школе, плохого настроения, скажите, что вы всегда на его стороне, ведь вы его любите. И только потом можно поинтересоваться, что случилось, а затем сделать паузу и ждать, сколько понадобится, пока ребёнок сам не начнёт говорить о конфликте. Важно дать ему возможность высказаться. Говорить самим нужно минимально и только тогда, когда ребёнок замолкает. Гораздо важнее активно слушать и поддерживать. Вам помогут книги Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?», Адель Фабер и Элен Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили», Гордона Ньюфелда, Габора Матэ «Не упускайте своих детей». Например, очень важно периодически спрашивать, правильно ли вы его поняли, и пересказывать его слова. Это прояснит ситуацию, чувст­ва и намерения ребёнка.

Когда ребёнок полностью выскажется, можно приступить к обсуждению проблемы и поиску решения. Обязательно сказать, что выход есть, он не одинок, вы поможете. Родителю важно контролировать тон своего голоса, избегать менторских интонаций, чтения нотаций. Тон беседы – максимально доверительный, благожелательный, искренний. Позиция – не оценивающая, а присоединительная.

Очень важно в такой кризисный момент оказать ребёнку эмоциональную поддержку, проводить с ним больше времени, баловать его, чаще обнимать, целовать и хвалить.

Пока не поздно

Риск оказаться объектом травли выше у детей с определённым набором качеств. У тех, кто быстро теряет контроль над ситуацией, реагируя на любые трудности слезами, страхом, беспомощной злостью, подозрительностью. Или страдает повышенной тревожностью и низкой самооценкой, имеет не развитые социальные навыки. В этом случае нужно «прокачивать» навыки самоконтроля, чтобы в трудной ситуации ребёнок не терялся и не прибегал к деструктивным способам решения проблем, а умел справляться с ними сам. Эту работу лучше проводить индивидуально с психологом.

Чтобы социализировать ребёнка, чаще приглашайте в дом друзей, запишите его в кружки и секции, сами общайтесь с окружающими. Посетите тренинги общения в психологических центрах, хорошо работают групповые занятия для подростков.

У ребёнка должен быть опыт успешной деятельности. Плетение из бисера, футбол или рисование – главное, чтобы он ощутил вкус успеха и повысил свою самооценку. Чтобы дело пошло скорее, разбивайте большие дела на малые, а каждое достижение подкрепляйте положительной оценкой, отмечайте даже незначительные победы. Эффект будет заметнее, если учителя также будут отмечать любые успехи ученика.

Общими усилиями

Травля – это не персональные взаимоотношения между двумя детьми, а симптом неблагополучия в коллективе в целом. Родителям обязательно надо проговорить проблему с педагогом. Важно убедиться, что у вас одинаково непримиримое отношение к буллингу. Если педагог равнодушен или буллинг процветает с его негласного одобрения, надо обратиться к школьной администрации.

Работа должна проводиться со всеми участ­никами конфликта: и с жертвой травли, и с агрессором, и с классом. С зачинщиком – над повышением толерантности, навыками самоконтроля. Часто агрессорами становятся дети, претендующие на позицию лидера в классе. Психолог поможет сместить акценты, убедить, что лидером становятся, не унижая других, а иными путями. У жертвы травли психолог будет развивать коммуникативные и социальные навыки, работать над самооценкой. В классе нужно настроить дружеские отношения, найти общие интересы, полезную совместную деятельность: экскурсии, волонтёрство. Если никакого выхода из ситуации школа не предложит, ребёнка лучше перевести в другую.

Топ-5 кино о буллинге

Если вы хотите понять, что такое буллинг, посмотрите эти фильмы вместе с детьми:

  • «Чучело» (1984), реж. Ролан Быков.
  • «Школа» (2010),  реж. Гай Германика.
  • «Класс» (2007), реж. Ильмар Рааг.
  • «Телекинез» (2013), реж. Кимберли Пирс по роману Стивена Кинга.
  • «Школьный стрелок» (2012), реж. Мишель Дэннер.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно