Пандемия усадила детей за гаджеты. До нее дошкольники в среднем проводили в телефонах и за компьютерами по 3-4 часа в день. А теперь это время увеличилось. Учёные заговорили о том, что это может привести к замедлению развития детей.
Насколько велика опасность? Об этом «АиФ» спросил у профессора, педагога Натальи Авдеевой.
— Наталья Николаевна, недавно сообщили об исследовании, согласно которому у детей, которые много времени проводят в гаджетах, замедляется психическое и физическое развитие.
— Думаю, эти выводы преждевременны. В нашем университете защищено уже немало дипломов и магистерских диссертаций на тему взаимодействия детей с гаджетами. Но ни в одном исследовании не было и речи о замедлении развития.
А вот что касается обучения с помощью гаджетов во время пандемии, то здесь проблемы были. Детям, особенно младших классов, оказалось трудно приспособиться. Для младшеклассников нахождение в школьном коллективе — это развивающая ситуация. Они учатся учиться вживую, на примерах других детей, под влиянием учителя. Все-таки педагог для детей младших классов в процессе обучения имеет решающее значение, им важно полноценное общение с ним, в том числе эмоциональное. Имеют значение и сверстники, которые тоже создают особый климат школьного обучения, и с ними возможно сотрудничество и сопереживание. Когда дети занимаются наедине с компьютером, всё это в большой степени нивелируется. Кроме того, очень много усилий уходит на освоение технических средств. Техника нередко даёт сбой, требует повышенных ресурсов. А рядом нет никого, чтобы помочь. Волнение из-за того, что «у меня не получается, я буду отставать, меня будут ругать» и т. д., приводит к стрессу. И это действительно было заметно, в том числе у студентов, а не только у малышей.
Поэтому, если вдруг снова возникнет необходимость дистанта, нужно все эти накопленные данные учесть и организовать детям психологическое сопровождение при вхождении в новую действительность, чтобы смягчить стресс.
— Тем не менее многие говорят о том, что у ребенка снижается концентрация внимания, возникают трудности в общении со сверстниками, если он слишком много сидит в телефоне или за компьютером.
— Дети, к счастью, организованы умнее взрослых. Если ребёнок устал, он начинает отвлекаться: крутиться, вертеться. И именно поэтому заставлять его сидеть по 6-7 часов за экраном бесполезно: он не усвоит материал.
— Часто родителям, которые не могут оторвать ребенка от экрана, советуют занять сына или дочь с тем же гаджетом чем-нибудь познавательным и развивающим вместо игр.
— Это общее мнение и даже некоторый миф, что дети в гаджетах исключительно играют. Повторюсь: дети умнее, чем о них думают многие взрослые. Недавно было проведено исследование на тему того, чем же дети занимаются, когда им дают в руки гаджеты. Оказалось, они проводят время достаточно интересно и не так уж вовлечены в эти компьютерные игры, как иногда думают родители. Дети часто используют гаджеты для поиска информации. Наверное, многим родителям знакома ситуация: ребенок пристает с вопросами, а у нас нет времени или недосуг отвечать ему. И они ищут ответы на свои вопросы в интернете. Но… потом все равно дёргают родителей. Правда, теперь уже с рассказами о том, что они там узнали. И это нормально. У ребёнка есть большая потребность в том, чтобы находить информацию из окружающего мира и вступать в общение со своими родителями по разным поводам, чтобы понять, что происходит в мире, ориентироваться в нём. Потребность в таком общении очень велика. Кстати, в ситуации пандемии многие родители поняли, что они очень нужны своим детям.
— Тем не менее, есть один очевидный минус. Чем больше дети сидят в гаджетах, тем меньше они двигаются, страдает физическое развитие.
— Это отдельная больная тема. Меня тоже удивляет то, как много мы говорили об этом раньше — как организовать рабочее место ребёнка, как должны располагаться руки, ноги и т. д., — и как быстро забыли об этом во время дистанта. Просто оставили его наедине с компьютером: приспосабливайся к этому сложному железному ящику как хочешь. А если у него телефон или планшет, то он вообще скрюченный сидит. И никто не задает вопросов и даже не заботится о том, как снизить риски для здоровья. Получается, что мы говорим отдельно о здоровом образе жизни, но, оказавшись в сложной ситуации, где эти проблемы реально встают, оставляем ребенка ни с чем. Да и родителей тоже. Ведь это касается и взрослых на удаленке.
— Каковы тут пропорции? Скажем, полчаса в компьютере — потом подвигаться столько же?
— Можно ориентироваться на школьную ситуацию. 40-45 минут ребёнок посидел у компьютера — нужно сделать паузу на 10-15 минут. Желательно следить за тем, чтобы нагрузка на разные анализаторы чередовалась. Например, если ребёнок посмотрел ролик на YouTube, то после хорошо бы потанцевать под музыку, порисовать или что-то поделать своими руками. Тогда не будут излишне перегружаться некоторые структуры головного мозга, что может приводить к снижению их функций.
— Как лучше всего контролировать, чем именно занимается ребёнок в интернете, на каких сайтах «гуляет», насколько это для него безопасно?
— Есть очень простой способ: обсуждать с ребёнком, что можно найти в интернете, что интересного посмотреть, во что поиграть. Или интересоваться, что он сегодня узнал: «Надо же, а я этого не знал, давай поищем еще что-нибудь». Многие родители, когда сами чувствуют себя усталыми, предоставляют ребенку самостоятельность: занимайся чем хочешь, только нас не трогай. Но так можно его упустить. Вот это новая ответвенность родителей: сопровождать (не запрещать) ребенка в новом интернет-пространстве.
— А по времени на что ориентироваться? Есть, например, такие рекомендации: детям 3-4 лет желательно сидеть в гаджетах не больше получаса в день, 6-7 лет — не больше 2 часов.
— Дети очень разные. Но можно использовать и такие рекомендации. Маленькие дети в основном смотрят мультики в гаджетах. Значит, действительно, можно разрешить посмотреть два мультфильма в определенное время. Все смотрят мультики или видео на YouTube в московских пробках. Тут уж ничего не поделаешь: сколько стоишь, столько и смотришь. Потому что ребенок уже и так изнемогает.
Мы все оказались в такой ситуации, когда приходится проводить с гаджетами намного больше времени, многие теперь работают удалённо. Значит, надо приспосабливаться к новой реальности и не забывать о здоровье как детей, так и взрослых. Увеличить время для занятий спортом, ручным трудом. Очень простые вещи — танцевать с ребенком вечером, петь, мастерить что-то руками — помогают разгружать те мозговые центры, которые вовлечены, когда ребенок занят телефоном или компьютером.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть