Каждое лето происходит всплеск психических расстройств у подростков в связи с выпускными экзаменами. Как обезопасить психику детей и в то же время помочь им показать наивысший результат?
Наш эксперт — врач-педиатр, нейропсихолог, психосоматолог Екатерина Тур.
Влияет на ум
Опросы говорят, что около 70% выпускников боятся экзаменов. Из-за нервных перегрузок школьники становятся чрезмерно раздражительными, ранимыми, а порой грубыми и агрессивными. Могут устроить истерику из-за пустяка или замыкаются в себе, чувствуя себя потерянными, не способными справиться даже с простыми задачами.
Тревога снижает память, внимание, логику, приводит к путанице в мыслях. Во время стресса нарушается работа с фрагментами памяти, и в нужный момент мозг перестаёт выдавать информацию. У ученика во время ответа возникают словесные ямы или ступор. И тогда даже отличник может завалить экзамен. Кроме того, стресс приводит к эмоциональному выгоранию, из-за которого ребёнок нередко теряет мотивацию двигаться дальше, порой даже отказываясь поступать в институт.
Показать максимум
Накануне экзаменов навёрстывать пробелы в знаниях поздно. Выпускнику важно показать свой максимум, а это возможно, только когда он спокоен, собран, уверен в себе. И в этом ему должны помочь родители.
Соблюдайте правило интервалов. Не заставляйте детей безвылазно сидеть над учебниками. Чем дольше внимание сосредоточено на материале, тем хуже мозг воспринимает информацию. Нейроны головного мозга, чтобы быть активными, должны регулярно переключаться, испытывая разную нагрузку. Старшеклассникам рекомендуется через каждые 40 минут учения делать 16-минутный перерыв. Ученики младшей школы должны отдыхать по 15 минут после 20-минутной работы.
Добавьте активности. Без физических нагрузок мозг начинает работать хуже, поэтому 5–10 тысяч шагов в день на воздухе послужат профилактикой эмоционального выгорания. Физическую активность можно привнести и в процесс обучения. Например, хорошая нейропсихологическая техника — учить материал, стоя на балансировочной платформе. Это улучшает запоминание.
Обучайте методам ауторегуляции. Медитация и прослушивание музыки (для детей особенно полезны симфонии Моцарта) помогают управлять гневом, тревогой, печалью, тоской, паникой, улучшают обучаемость, снижают уровень внутреннего напряжения.
Сохраняйте контакт внутри семьи. Перестаньте требовать — просто любите. Тогда вы станете ребёнку опорой. Ежедневные вечерние разговоры, обсуждения важных для детей тем, совместные ужины и походы на мероприятия, общие хобби сплотят семью.
Развивайте креативность и гибкость мышления. Когда решение не приходит на ум, порой выручают креативность и смекалка. Чтобы убрать ментальные барьеры, побуждайте ребёнка каждый день делать что-то новое: пробовать новые блюда, искать новые маршруты для прогулок, смотреть и читать фильмы и книги непривычных жанров. Задавайте неожиданные вопросы: например, с чем ассоциируется определённый цвет или звук.
Проваленный экзамен — это, конечно, проблема, но не катастрофа. Всё в жизни можно исправить, а вот поломанную психику ребёнка восстановить гораздо сложнее.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть