1866

Не только культура? Что значит быть воспитанным в современном обществе

«Язык современных СМИ, к сожалению, очень сильно изменил наше представление о культуре.  Узнала, например, что нынче некоторые учителя доказывают, что школа не должна воспитывать, а должна только учить. А многие родители, конечно,  считают наоборот. Но что вообще значит  «быть воспитанным» в современной культуре? Какие раньше были признаки воспитанного человека?

Действительно, раньше, во времена социального неравенства, быть воспитанным и культурным считалось необходимым условием успеха. И сейчас практически ничего не изменилось. Разница только в том, что раньше на фоне всеобщей безграмотности и невоспитанности большинства культурное поведение было достоянием небольшого количества элиты. Для этого к детям приглашались гувернеры, или же их отправляли в специальные учебные заведения – перенимать науку поведения и этикета. Да и СМИ не позволяли себе выходить за рамки общепринятой морали.

ВОСПИТАННОСТЬ НЕ ДЛЯ ВСЕХ?

Чем же отличается воспитанный человек от невоспитанного? Только ли тем, что не утирается рукавом и не кладет локти на стол? Или, может быть, главное – это правильно употреблять в речи слова «положить и класть?»

На самом деле ребенок воспитывается все время, от рождения до взросления. Мы все время перенимаем социальные модели, чтобы адаптироваться к запросам общества. И, разумеется, в школе процесс воспитания неотделим от процесса обучения просто потому, что воспитываем мы в первую очередь своим примером.

Если ребенок видит, что больший кусок и большие похвалы достаются тому, кто громче кричит, он будет поступать именно так. Если дома разговаривают тихо, выслушивают друг друга – он, скорее всего, сможет выслушивать других. Если учитель общается в основном языком угроз из серии «налеплю колов» - ребенок учится приспосабливаться и уворачиваться.

ПРАВИЛА СУЩЕСТВУЮТ

Тем не менее и сейчас есть особенные признаки воспитанных людей. Эти признаки универсальны для всех культур вне зависимости от тонкости этикета. Главное, для чего существуют эти правила, - комфортное общение разных людей с разным темпераментом, свободное поведение, ограниченное только свободой других. Эти правила распространяются на все сферы коммуникаций, включая социальные сети, электронную переписку. В том числе, конечно, эти правила распространяются на общение учителей с учениками и родителями.

  1. Приветствовать и прощаться в начале диалога (переписки) и в конце.
  2. Высказывая мнение при обсуждении, добавлять слова «я думаю, мне кажется, я бы посоветовал, по моему мнению». Таким образом мы ограничиваем свою территорию и не вызываем агрессии непрошенными советами.
  3. Обращаться к человеку по имени и при знакомстве называть свое имя. Желательно не коверкать имя: имена не переводят на другой язык, нельзя использовать уменьшительно-ласкательные имена при неблизком знакомстве.
  4. Высказывать свое недовольство лучше в форме ожиданий, пожеланий («для меня важно, я бы хотел, давайте обратим внимание»).
  5. Свои предложения, советы сопровождать объяснениями, комментариями.
  6. Неприлично оставить вопрос, заданный лично вам, без ответа. Отвечать желательно на поставленный вопрос, а не рассуждать по теме.

Если эти правила игнорировать, очень легко накопить напряжение, которое в итоге приведет к конфликту.

КРИТИКОВАТЬ ИЛИ НЕТ

  • Табу на публичную критику, даже если речь идет о разговоре начальника и подчиненного, клиента и представителя компании. Критикуйте, только если вас попросили.
  • Нельзя оценивать человека в общении: «ты умный, ты должен», или  «ты ненормальный».
  • Откажитесь от фраз типа «ты всегда, ты постоянно». Также избегайте любых обобщений, в том числе связанных с профессией, полом, религией человека («все психологи…, все мужчины..., все начальники…, все люди старше 50...»).
  • Нельзя критиковать личные особенности человека.
  • Неприлично обсуждать национальность, физические особенности, привычки, здоровье, личные отношения.
  • Не стоит воспринимать критику ваших идей, высказываний, действий как критику или осуждение лично вас.

ПРИЗНАКИ ПЛОХОГО ТОНА

  1. Общение с собеседником свысока: «Подумайте своей головой».
  2. Похвальба, выпячивание своей уникальности, своего статуса, общение не на равных.
  3. Публичное поучение: «Прекратите ныть! Вам должно быть стыдно!»
  4. Публичные чрезмерные эмоции, особенно без серьезного повода, поиск виноватых, в том числе крик, возмущение, а в Интернете - фразы типа «Да с чего вы это взяли? Чего вы лезете? »

Ирония, сарказм неуместны в публичном общении воспитанных людей, равно как манипуляции, принижение себя. Некрасиво публично обсуждать недостатки других. Помните, что грубость, даже вынужденная, - признак именно вашего культурного уровня.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно