«Язык современных СМИ, к сожалению, очень сильно изменил наше представление о культуре. Узнала, например, что нынче некоторые учителя доказывают, что школа не должна воспитывать, а должна только учить. А многие родители, конечно, считают наоборот. Но что вообще значит «быть воспитанным» в современной культуре? Какие раньше были признаки воспитанного человека?
Действительно, раньше, во времена социального неравенства, быть воспитанным и культурным считалось необходимым условием успеха. И сейчас практически ничего не изменилось. Разница только в том, что раньше на фоне всеобщей безграмотности и невоспитанности большинства культурное поведение было достоянием небольшого количества элиты. Для этого к детям приглашались гувернеры, или же их отправляли в специальные учебные заведения – перенимать науку поведения и этикета. Да и СМИ не позволяли себе выходить за рамки общепринятой морали.
ВОСПИТАННОСТЬ НЕ ДЛЯ ВСЕХ?
Чем же отличается воспитанный человек от невоспитанного? Только ли тем, что не утирается рукавом и не кладет локти на стол? Или, может быть, главное – это правильно употреблять в речи слова «положить и класть?»
На самом деле ребенок воспитывается все время, от рождения до взросления. Мы все время перенимаем социальные модели, чтобы адаптироваться к запросам общества. И, разумеется, в школе процесс воспитания неотделим от процесса обучения просто потому, что воспитываем мы в первую очередь своим примером.
Если ребенок видит, что больший кусок и большие похвалы достаются тому, кто громче кричит, он будет поступать именно так. Если дома разговаривают тихо, выслушивают друг друга – он, скорее всего, сможет выслушивать других. Если учитель общается в основном языком угроз из серии «налеплю колов» - ребенок учится приспосабливаться и уворачиваться.
ПРАВИЛА СУЩЕСТВУЮТ
Тем не менее и сейчас есть особенные признаки воспитанных людей. Эти признаки универсальны для всех культур вне зависимости от тонкости этикета. Главное, для чего существуют эти правила, - комфортное общение разных людей с разным темпераментом, свободное поведение, ограниченное только свободой других. Эти правила распространяются на все сферы коммуникаций, включая социальные сети, электронную переписку. В том числе, конечно, эти правила распространяются на общение учителей с учениками и родителями.
- Приветствовать и прощаться в начале диалога (переписки) и в конце.
- Высказывая мнение при обсуждении, добавлять слова «я думаю, мне кажется, я бы посоветовал, по моему мнению». Таким образом мы ограничиваем свою территорию и не вызываем агрессии непрошенными советами.
- Обращаться к человеку по имени и при знакомстве называть свое имя. Желательно не коверкать имя: имена не переводят на другой язык, нельзя использовать уменьшительно-ласкательные имена при неблизком знакомстве.
- Высказывать свое недовольство лучше в форме ожиданий, пожеланий («для меня важно, я бы хотел, давайте обратим внимание»).
- Свои предложения, советы сопровождать объяснениями, комментариями.
- Неприлично оставить вопрос, заданный лично вам, без ответа. Отвечать желательно на поставленный вопрос, а не рассуждать по теме.
Если эти правила игнорировать, очень легко накопить напряжение, которое в итоге приведет к конфликту.
КРИТИКОВАТЬ ИЛИ НЕТ
- Табу на публичную критику, даже если речь идет о разговоре начальника и подчиненного, клиента и представителя компании. Критикуйте, только если вас попросили.
- Нельзя оценивать человека в общении: «ты умный, ты должен», или «ты ненормальный».
- Откажитесь от фраз типа «ты всегда, ты постоянно». Также избегайте любых обобщений, в том числе связанных с профессией, полом, религией человека («все психологи…, все мужчины..., все начальники…, все люди старше 50...»).
- Нельзя критиковать личные особенности человека.
- Неприлично обсуждать национальность, физические особенности, привычки, здоровье, личные отношения.
- Не стоит воспринимать критику ваших идей, высказываний, действий как критику или осуждение лично вас.
ПРИЗНАКИ ПЛОХОГО ТОНА
- Общение с собеседником свысока: «Подумайте своей головой».
- Похвальба, выпячивание своей уникальности, своего статуса, общение не на равных.
- Публичное поучение: «Прекратите ныть! Вам должно быть стыдно!»
- Публичные чрезмерные эмоции, особенно без серьезного повода, поиск виноватых, в том числе крик, возмущение, а в Интернете - фразы типа «Да с чего вы это взяли? Чего вы лезете? »
Ирония, сарказм неуместны в публичном общении воспитанных людей, равно как манипуляции, принижение себя. Некрасиво публично обсуждать недостатки других. Помните, что грубость, даже вынужденная, - признак именно вашего культурного уровня.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть