2937

Почему белорусы с каждым годом все меньше платят за коммунальные услуги?

Правительство Беларуси приняло План действий по обеспечению сбалансированного развития экономики. В нем говорится и об увеличении до 30-процентного уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг в два этапа. Почему уровень возмещения затрат на коммунальные услуги в Беларуси из года в год снижается и можно ли с этой ситуацией справиться?

Вместо рынка – Совмин

- К концу года в Беларуси собираются повысить уровень возмещения затрат на оказание коммунальных услуг до 30%. Но ведь раньше мы оплачивали намного больше. Почему так долго идем к полному возмещению?

- С одной стороны, у нас принята концепция развития жилищно-коммунального хозяйства, которой предусмотрено поэтапное повышение. С другой стороны, происходит все с точностью наоборот. Насколько я понимаю, сейчас мы оплачиваем уже процентов 15 от реальных затрат на оказание ЖКУ. И все идет к тому, что вскоре мы приблизимся к нулю процентов, т.е. услуги ЖКХ станут бесплатными.

- Почему так происходит?

- Дело в том, что в Беларуси отсутствует саморегулируемый рынок: вместо него у нас есть Совет министров, который устанавливает тарифы. И то - только по согласованию с президентом.

- Выходит, все эти тарифы на самом деле не отображают реального уровня затрат?

- Да, они, похоже, вообще ничего не отображают. Они лишь показывают возможность населения платить за коммунальные услуги.

Я полагаю, причина низких тарифов в том, что наше население сегодня не в состоянии оплачивать реальную стоимость коммунальных услуг.

Еще один момент - это то, что богатые и очень богатые люди, как и все жильцы, получают заложенные в тарифах компенсации затрат на коммунальные услуги. Это вообще выходит за рамки приличия. Я не знаю другого примера в мире, где государство компенсировало бы из бюджета на таком высоком уровне затраты богатых людей.

Есть над чем подумать

- Т.е., надо вводить градацию и оплачивать определенный процент пользования услугами в зависимости от достатка?

- Мне кажется, пора переходить не на квадратные метры, как регулятор рынка, а на имущественное положение жильцов. Т.е., пенсионеры, социально незащищенные слои населения должны получать адресную помощь. Как это делается во всем мире. Эта категория граждан  должна быть полностью защищена, чтобы не получилось ситуации, когда счет за квартиру превышает доход человека. Но люди с очень высоким имущественным положением не должны получать помощь от государства. В мировой практике предусмотрено, что если у человека есть имущество, которое он не может содержать, он его продает. Невозможно в не очень богатой стране, как наша, субсидировать богатых людей. Это абсурд.

Однако даже если богатые люди у нас будут оплачивать 100% коммунальных услуг, проблемы низкого возмещения затрат на коммунальные услуги это полностью не решит. Но, по крайней мере, в этом вопросе появится какая-то логика. Сейчас же логики нет. Есть упорное нежелание что-либо менять. Этот вопрос неоднократно поднимался, но трудно сказать, почему мы до сих пор дотируем граждан с высокими доходами и имущественным положением.

- А кроме отмены льгот для богатых людей, что надо еще сделать, чтобы меньше тратить денег из государственного бюджета на компенсацию коммунальных услуг? Выводить из государственного управления ЖЭСы?

- Очень трудно сказать в двух словах, что нужно делать. Это должна быть комплексная программа, рассчитанная помесячно на несколько лет. Взаимосвязаны тут многие аспекты. Прежде всего, нужно начинать с управления жилыми домами. Это статья расходов «техобслуживание». Для этого необходима конкуренция. И если в сферах водоподготовки, газоснабжения или энергетики конкуренции в ближайшие годы не предвидится, то в управлении жилыми домами она жизненно необходима. Чтобы конкуренция в этом сегменте рынка появилась, нужно создать условия, при которых частный бизнес пошел бы туда. В то же время бизнес возьмется за управление жилыми домами только в том случае, если там появится рентабельность, а не убытки, что наблюдается сегодня. Как это сделать, чтобы при этом малообеспеченные слои населения были защищены, - вопрос для целого института. Или, по крайней мере, для правительства.

Официально

«Без комментариев»

«АиФ» попытался выяснить, когда и насколько ждать повышения цен на коммунальные услуги в Минжилкомхозе. Но в Министерстве ЖКХ от комментариев пока воздерживаются. Первый заместитель министра Геннадий Ляпунов заявил «АиФ» лишь следующее:

- Ничего комментировать мы пока не будем. Два раза повышать не планируем. За цены отвечает Министерство экономики, а Минжилкомхоз только вносит свои предложения по ценам на жилищно-коммунальные услуги.

- И что предлагает ваше Министерство?

- Цены должны повышаться с учетом роста доходов населения. Если доходы будут расти, будут увеличиваться и цены на ЖКУ.

Цифры

Согласно «плану действий» правительства, к концу года мы должны будем оплачивать 30% возмещения затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг. Хотя еще в 2006-м мы оплачивали гораздо больше. «АиФ» нашел данные о том, в каком году и сколько мы платили за коммунальные услуги:

 

Год

Процент возмещения затрат за ЖКУ

2000

17%

2001

22,2%

2002

36,6%

2003

46%

2004

40,2%

2005

41,3%

2006

40,6%

2007

32,4%

2008

30,7%

2009

28,3%

2010

25%

2011

30%?..

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно